Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Накормить любой ценой

Накормить любой ценой

"Мой ребенок плохо ест!" - проблема, которая знакома многим родителям. Ольга Михайловна Иванова, кемеровский детский и подростковый психолог, уверена: проблемы с едой очень часто зависят от того значения, которое придают питанию мамы, папы, бабушки и дедушки. Все тонкости этой проблемы мы вместе и разберем.
 
- В чем основная проблема, Ольга Михайловна?
 
- Чаще всего тревога возникает из-за того, что ребенок мало ест или не любит то, что взрослые считают полезным. Если взрослые понимают еду только как физиологический процесс насыщения, то чаще всего бывает, что они мало обращают внимания на желания ребенка и взаимоотношения за столом. Самым важным становится цель - накормить чадо, во что бы то ни стало.
 
- И тут уже все средства хороши?
 
- Именно. И игра, и уговоры, и угрозы, и мультики.
 
- Кстати, про мультики. Ведь это сплошь и рядом. Это сильно не правильно?
 
- Когда мама кормит малыша "под мультики", у ребенка возникает условно-рефлекторная связь: телевизор – мелькающий экран – я хочу есть. У экранов телевизоров, планшетов едят и малыши, и дошкольники, и школьники, и взрослые. В связи с этим возникают нарушения пищевого поведения: обжорство, плохое пищеварение, постоянное чувство голода. Это приводит к ожирению и другим заболеваниям. Игры во время еды отвлекают внимание ребенка от естественного процесса получения удовольствия от самой еды. Ребенок так увлекается игрой, что не понимает, что он ест.
 
- Такие «танцы с бубнами» к чему могут привести?
 
- Попробуем понять, что происходит в момент, когда ребенка кормят насильно. Он учится управлять близкими людьми при помощи доступного ему действия: принятия пищи. Малыш давно заметил, что, когда он отказывается от еды, члены его семьи, и больше всего мама и бабушка, начинают беспокоиться. Дети, остро ощущающие родительскую "зацикленность" на еде, часто используют эту слабость, чтобы держать родителей в постоянном озабоченном состоянии, чтобы заставить подавать на стол только те блюда, которые нравятся ребенку. Родители часто попадаются на такую манипуляцию, потому что их пугает, что если они не уступят, то дети от этого пострадают.
 
- Что делать-то? Как понять, что ребенку достаточно пищи для его роста и развития?
 
- Прежде всего, можно сориентироваться на нормы роста, массы тела и окружности груди. Если физическое развитие соответствует возрасту, ребенок подвижен, любознателен, то для налаживания питания можно использовать следующую стратегию.
  1. Обсудите с детьми время приема пищи и скажите им, что есть или не есть – это они в состоянии решить сами. Но если они откажутся есть, то никакой другой пищи в неурочное время они не получат. Для этого детям придется ждать следующего приема пищи. Дети должны знать, что они не смогут подойти к холодильнику и перекусить что-нибудь.
  2. Согласовывайте с ребенком размер его порции. Если еды окажется недостаточно, то предложите добавки.
  3. Если вы замечаете, что ребенок превращает еду в игру, вы предоставляете ему выбор: продолжить кушать или завершить трапезу. Если ребенок продолжит баловство, молча уберите пищу и выведите ребенка из-за стола.
  4. Если ваш ребенок – «медленный едок», то обсудите с ним правило, что дадите ему еще несколько минут после того, как все уже поели. Затем предоставьте ему выбор: или быстро доесть, или встать из-за стола и удалиться. Если ребенок продолжает медлить, уберите тарелку.

Важно, чтобы вы не испытывали жалости к ребенку или не чувствовали вины.

- А если ребенок в таком случае приходит и жалуется на голод?
 
- Отнеситесь к этому по-дружески: "Да, должно быть, ты голоден, но тебе придется подождать до следующего приема пищи". Поверьте, что по-настоящему голодный ребенок будет есть обычную пищу. Голод и сытость такие же физиологические чувства, как ощущение жары или холода, как желание пойти в туалет. Никому же не приходит в голову говорить "так, ты сегодня уже четыре раза ходил в туалет, пятый раз проситься, это уже просто неуважение какое- то!" Это настройки тела, его сигналы о нехватке энергии или, наоборот, избытке  "я это не хочу, мне это не надо!"
 
Кстати, люди, страдающие лишним весом, используют для ориентации в мире еды что угодно, только не свои физиологические потребности голода и насыщения просто потому что эти механизмы регулирования давно потеряны.
 
Очень важно развить и сохранить у детей способность понимать свои потребности,  доверять своему телу!
 
- Как развить это?
 
- Едим внимательно. Вместе с детьми. Учимся вместе, именно так. На первый взгляд, в процессе приема пищи нет ничего сложного, но на самом деле все не так просто. Попробуйте как-нибудь всей семьей во время обеда или ужина поесть, не делая никаких комментариев вроде: "как вкусно", "невкусно", "я это уже ел много раз" или "я это не люблю". Не исключено, что результаты этого эксперимента вас удивят.
 
Поделитесь с другими тем, что вы чувствуете, и теми вкусовыми ощущениями, которые у вас появляются, когда вы едите: какое-то время вам следует удерживать пищу во рту, а потом осознанно проглотить ее.
 
Положите в рот кусочек пищи и следите за тем, что происходит. Каковы будут ваши вкусовые ощущения, когда вы откажетесь от оценочных суждений вроде "вкусно" и "невкусно"? Это соленое, сладкое или горькое? Или и то, и другое, и третье одновременно?
 
У вас во рту твердая или мягкая пища? Что происходит во рту в тот момент, когда вы едите? Что вы чувствуете? Чувствуете ли вы, как кусочек пищи увлажняется? Что делает ваш язык? Что вы наблюдаете, глотая пищу? Как долго вы ощущаете проглоченную еду?
 
Важно есть внимательно. Вы ощутите вкус сливочного масла, яблочного сока, сладость банана. Кроме того, это важно, потому что информация о насыщении поступает в мозг только через 10 минут. Благодаря спокойной и "внимательной" трапезе вы избежите переедания.
 
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
 
Валерия, мама 3-летнего Глеба и 6-летней Елизаветы: "Я тоже делала все, что бы малыши кушали и без мультиков. У нас вместо мультиков были мои рассказы. Я сыну и дочери рассказывала сказки, сочиняла истории, просто рассказывала о планах, но очень эмоционально. В общем, они погружался в мои рассказы и только рот открывали, пока я кормила. Сейчас младшему уже 3 года, а он до сих пор иногда просит во время приёма пищи рассказать ему какую-нибудь историю".
 
Татьяна, мама двух мальчишек: "У меня с меньшим сыном была такая же проблема, он очень плохо кушал. А включишь мультики - поест все. Приятельница подсказа кормить ребенка не по часам, а когда попросит. Первый раз я ждала, когда сын попросит кушать, целый день. Но зато вечером он нормально поел со всей семьей без мультиков. Так же еще помог и садик отучить от вредной привычки, там все детки кушают за компанию. Попробуйте не кормить ребенка по времени, а ждите, когда проголодается".
 
Наталья, мама 5-летней Даши: "Еще обычно (хотя не всегда) работает привлечение ребенка к приготовлению пищи. Хлеб маслом намазать, сыр натереть, печенья сформировать - что-нибудь легкое и быстрое, а то им становится скучно. Потом говоришь - это ведь ты приготовил, попробуй. Часто работает".
 
Анна Тимощук
Полезна: 1 голос Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Накормить любой ценой

 

Голосуем!
Какой уровень доходов Вы считаете приемлемым для семьи из трех человек?
0% до 30 тыс. руб.
1% 30 - 40 тыс. руб.
8% 40 - 50 тыс. руб.
19% 50 - 60 тыс. руб.
71% от 60 тыс. руб. и выше
BABY академия, центр раннего развития

Развивающие занятия для детей от 1 года до 7 лет!

Подробные условия