Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Развитие / Стимуляция речи от 1 года до 2-х, 2,5 лет

Стимуляция речи от 1 года до 2-х, 2,5 лет

ШАГ1. Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) -

ШАГ 2. Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" Ориентировочный возраст - с года до полутора лет

Шаг 3. Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию"

1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла)

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.:

МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га

Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов.

Слово - звукоподражание.

Барабан - бам-бам-бам
Упал - бах, бабах
Качаться, качели - кач-кач
Дождик - кап-кап
Гусь - га-га-га
Лягушка - ква-ква
Дай, дать? - дай
Собака - ав-ав
Ворона - кар-кар
Спать - а-а-а, бай-бай

Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.

!!! Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года

ШАГ 5 Появление слов взрослого лексикона:

Бабака (собака)
Титики (часики)
Моти (смотри)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала)

!!! Приблизительный возраст начала этого этапа - 1 год 8 месяцев.

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»*

Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.

Есть дети, которые думают так:

"Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию".

Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами . Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек" взрослого слова.

ПРАВИЛА:

  • Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»
  • Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка.
  • Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа).
  • Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»
  • Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)
  • Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
  • Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке:

1. Знакомый слог
2. Новый слог
3. Новый слог (тот же)
4. Знакомый слог
5. Знакомый слог.

Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.

* Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.
 

 

Автор статьи: дефектолог Полина Львовна

Источник: https://vk.com

 

Полезна: 4 голоса Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Стимуляция речи от 1 года до 2-х, 2,5 лет

Схема занятий от дефектолога

Голосуем!
Ждете наступления зимы?
24% О, да! Скорей бы!
20% Ноябрь в Сибири - и есть зима
25% Только не это. Лето хочу!
19% Жду Новый год, но не зиму
13% Что зима, что лето - мне все равно
Детский клуб "Логопед Плюс"

Как известно, звуки устанавливаются от природы до 4-х лет, поэтому если у вашего ребенка 4-7 лет проблемы со звукопроизношением, его необходимо показать логопеду.

Подробные условия