Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Развитие / Что такое готовность к школе на самом деле?

Что такое готовность к школе на самом деле?

Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить, ответив на следующие вопросы. 


1. ЕСТЬ ли у ребенка желание учиться? 
 

Как это узнать? 
 

Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. 

Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил».

Второй: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». 

Третий: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». 

Четвертый: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». 

Пятый: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». 

А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки». 

А потом спросите своего малыша: а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба. 

2. МОЖЕТ ли ребенок подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам и контролировать свои действия? 
 

Как это узнать? 
 

Есть такая игра: «ДА и НЕТ не говорить, ЧЕРНОЕ и БЕЛОЕ не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов ДА и НЕТ, не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти. 

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок. 

3. РАЗВИТА ли у ребенка речь? 

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений). 

Как это узнать? 

Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7. 

По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец). 

4. ДОСТАТОЧНО ли хорошо у ребенка развит фонематический слух? 

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить. 

Как это узнать? 

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): 

Гора, гора, гора, гора, 
гора, нора, гора, гора. 
Голос, голос, голос, голос, 
голос, колос, голос, голос. 

Коса, коса, коса, коса, роса, 
коса, коса, коса, коза. 

Если ребенок слышит и называет лишние слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия. 

Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). 

Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит. 

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. 

5. Умеет ли он МЫСЛИТЬ логически? 
 

Попросите его закончить предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошел дождь, поэтому…» и т.д. В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из четырех картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето –? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)», «глаз – зрение, ухо – ? (слух)». Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной–двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось. 

Если у ребенка все эти навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Если нет – отложите букварь и займитесь развивающими играми. 

6. Как ЗАНИМАТЬСЯ с детьми 
 

Удовлетворяя любознательность детей, родители тем самым помогают им приобрести навыки учебной деятельности. 

В первые шесть лет своей жизни дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь. 

Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как игра и домашние занятия с ними помогают в учебе. 

Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней. 

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОИМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ 

Постарайтесь выбрать удобное для занятий время. Старайтесь заниматься регулярно. Если в течение недели вы заняты, используйте для этого конец рабочей недели. При обучении придерживайтесь следующих принципов: 
 

  • поддерживайте интересы ребенка; 
  • предлагайте ребенку новый материал для речевого развития; 
  • поощряйте ребенка в его стремлении самостоятельно исправлять свои ошибки; 
  • одобряйте применение знаний в деятельности.

 

Источник: https://vk.com

 

Полезна: 10 голосов Не полезна: 2 голоса

Другие статьи на эту тему

Что такое готовность к школе на самом деле?

 

Голосуем!
Ждете наступления зимы?
25% О, да! Скорей бы!
18% Ноябрь в Сибири - и есть зима
25% Только не это. Лето хочу!
18% Жду Новый год, но не зиму
13% Что зима, что лето - мне все равно