Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Развитие / Подростки и книги: как пересечь параллельные прямые

Подростки и книги: как пересечь параллельные прямые

Знакомясь с классическими произведениями на уроках литературы, мы не успеваем за два часа в неделю научить читать и получать от чтения удовольствие. Часто мы своими руками превращаем удовольствие в кнут, мы своих детей чтением наказываем.

Замечательный фильм «Общество мертвых поэтов» – это и о сегодняшних подростках. Спросите на уроке литературы дерзкого, смелого тинэйджера о четырех столпах и непременно услышите ответ героя «Общества…»: «Тоска. Ужас. Упадок. Отстой».

Анонимный опрос, проведенный среди учащихся 7-8 классов средней школы, показал, что большую часть свободного от школы времени ребята проводят за компьютером: они общаются друг с другом в соцсетях и играют в онлайн-игры.


По результатам этого же анкетирования осмысленно читающие ребята показали более высокий уровень эмпатии, эмоционального интеллекта, чем читающие в фоновом режиме. Не читающим литературу детям труднее выразить свои чувства и эмоции.
 


Есть такой термин – алекситимия. Это слово состоит из приставки а, означающей отрицание; lexis – слово, речь; thymus – чувство. Алекситимия – это неспособность высказать свои чувства. Симптом неблагополучия психики. Невысказанные эмоции часто выталкиваются в подсознание. А подростку кажется, что его никто не понимает и весь мир против него. Может быть, именно отсюда интерес к дневникам самоубийц и наркоманов? Подростки буквально передают из рук в руки эти произведения. Они пытаются обсуждать прочитанное, но небольшой словарный запас не позволяет выразить все, что им хотелось бы. Тогда на помощь приходят готовые смайлики и гифки.

Что можно сделать взрослым для того, чтобы вернуть детям радость чтения, научить их общаться, сопереживать, рефлексировать?

Проводить уроки литературы в нестандартной форме
. Это могут быть квесты по произведениям, составление «карт местности» произведения. Квесты очень нравятся моим ученикам, они с большим удовольствием читают, готовятся, соревнуются и прекрасно работают в команде.

Чтение вне школы. Каждую среду мы собираемся в кафе рядом со школой и читаем заранее выбранное произведение. Прошлой осенью и зимой мы читали «Маленьких женщин» Луизы Мэй Олкотт. Читали с остановками, обсуждали, искали в чертах героинь произведения свои черты. Потом были произведения Алана Маршалла. После прочтения его коротких рассказов мои подростки решили, что дальше будем читать автобиографическую повесть «Я умею прыгать через лужи».

Чтение вне дома необходимо поддерживать чтением внутри семьи. Поэтому три года я веду родительский семинар «Читающие родители = читающие дети». Семинар состоит из двух блоков: литература для родителей об особенностях подростковой психологии и литература для подростков (учебная и художественная). Семинар открыт не только для родителей моих учеников, но и вообще для всех, кому важно вырастить читающего ребенка. Чтение с детьми способствует укреплению эмоциональных связей внутри семьи. Осмысленно читающий взрослый непременно вовлечет в чтение своих детей.

100% опрошенных мной подростков читают программные произведения из-под палки или не читают вовсе, заменяя вдумчивое чтение литературы экстрактами с сайтов типа Брифли. Судя по ответам, классические произведения не дают ответов на их вопросы, хуже того – ребят не радует перспектива обращаться к словарям в поисках значения устаревших слов. Это означает, что, во-первых, подростки не умеют спрашивать, а, во-вторых, нам нужно работать с языковым барьером.

Возможно, нам стоит изменить форму подачи произведения. В каких-то случаях возможно «переводить» язык классики на язык современных подростков. В каких-то имитация издательской работы: художественный текст читается учащимися с карандашом, затем ребята самостоятельно осуществляют комментирование «темных» мест, это может сделать одна группа класса, другая группа пишет предисловие или сопроводительные статьи, третья – создает собственные иллюстрации.

Важно показать подросткам, что быть начитанным – модно. Это можно сделать через «агентов влияния» – активно читающих тинэйджеров. Вместе с ними создавать новое литературное пространство, в котором молодежи будет комфортно. И здесь хорошие результаты дала реализация проекта «Книжная полка «Самоката»: в кабинете организована отдельная полка с книгами ИД «Самокат», подобранными с учетом возраста и интересов юных читателей. Получается свободное читательское пространство, в котором подростки сами решают, что и как им читать; предпринимаются попытки рецензирования текстов. В прошедшем учебном году абсолютными фаворитами среди моих учеников стали следующие произведения: 

 

  • «Ковчег отходит ровно в восемь» (У. Хубб) 
  • «Гуд бай, Берлин!» (В. Херрндорф) 
  • «Волна» (Т. Шрассер)


Автор: Марина Терехова

Источник: https://vk.com

 

 

Полезна: 2 голоса Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Евгения_ 09.10.2017 14:28
Неоднозначное впечатление от статьи, а тема, как мне кажется, не раскрыта...
1. Квесты по книгам? Это безусловно интересно, но не обязывает к чтению.
2. Читающий родитель, конечно, лучше нечитающего, но в подростковом возрасте сверстники из окружения в некоторой степени имеют большее влияние.
3. В конце статьи речь о полке ИД "Самокат" и книгами современных авторов. А что всё-таки с классикой?..
Вспоминая себя в школе, тоже многое читала только потому что надо, а рассказы современных авторов о подростках и журналы типа Cool girl - от корки до корки.
Или у нас сейчас время такое, что нужно привить тягу к чтению "хоть чего-то"?.. Просто пока ребёнок маленький, книги слушает с удовольствием, а когда дойдёт до самостоятельного чтения школьной программы, не уверена, что всё будет также гладко.
В общем тема и мысль "Часто мы своими руками превращаем удовольствие в кнут, мы своих детей чтением наказываем" не раскрыта.

Подростки и книги: как пересечь параллельные прямые

 

Голосуем!
Многодетные семьи, посчитаемся!
28% Да, у нас 3 детей
5% Да, у нас 4 детей
2% Да, у нас 5 или больше детей!
1% Да, причем у нас и свои и приемные дети
64% Посмотреть ответы
Бонди - частный детский сад

Индивидуальный подход к каждому малышу, 4-х разовое питание, прогулки, сон. Принимаются дети от 1.5 лет!

Подробные условия