Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Развитие / Семейное образование, часть 16: работа с текстами

Семейное образование, часть 16: работа с текстами

На выходных побывала на очередной встрече в клубе «Сова» (писала о нем в одном из прошлых отчетов), она касалась того, как зажечь искру интереса к знаниям, вместо того, чтобы просто напихивать их в ребенка (что, увы, и происходит в традиционном образовании). Обсуждали смысл обучения вообще. Пришли к выводу, что это, прежде всего, передача культурного наследия предыдущих поколений и воспитание критического мышления (а есть ли второй пункт в школе?). Соответственно, ребенка увлечет не перечисление сухих фактов и навыков, а история открытий и биографии реальных людей, которые их сделали. Правда чтобы в это углубляться, нужно нехилое такое самообразавание и интерес самих родителей (речь шла в основном о дошкольниках и началке). Да, так по сути, и получается! Даже у меня отчеты не сколько об образовании детей, сколько об образовании меня самой по теме самообразования!
 

Потом мы вместе разобрали один из текстов для первого класса из стандартной рабочей тетради. Смысловое содержание текста меня несколько поставило в тупик (про панд из зоопарка, которые хотели сбежать на Северный полюс, чтобы там стать белыми медведями и, вернувшись в зоопарк, получать порцию мороженого наравне с ними). Ну да ладно. Мою логику многое в учебниках и тетрадях ставит в тупик, потихоньку привыкаю, тренирую свое и детей критическое мышление. Но главное в этом упражнении было разобрать оттенки слов. Не только общую картину увидеть, но и углубиться в нюансы. Для детей это очень важно! Они не всегда знают значение всех слов (многозначных, например), поэтому оттенки смысла могут ускользать, внимание рассеивается, и интерес к учебе вместе с ним. Возможно именно увлечение техникой чтения, скорочтением стало одной из причин потери интереса детей к литературе. Чтобы это вернуть, нужна медитативная погруженность в эти самые оттенки слов. Слушала одного педагога, который коротенькую сказку может с детьми полтора часа обсуждать! Составить психологический портрет каждого из героев, понять мотивы его поступков, прояснить какие-то ценностные и культурные особенности эпохи, когда была написана эта сказка… Эх! До такого осознанного чтения в условиях современного образования как до луны! Сейчас во главу угла ставится скорость – напихать как можно больше знаний, а что он там с ними будет делать, никого не волнует. Этакое интеллектуальное переедание и ожирение, которое ведет к ленивому неповоротливому уму, который просто «хавает, что дают», никак не осмысляя и не анализируя, да даже не задаваясь «оттенками вкуса», потребляемого.



 

К сожалению, в освоении школьной программы у меня примерно такой же подход. Как-нибудь по-быстрому освоить, сдать, и забыть, т.к. к жизни это ну никак не применимо вне сдачи экзаменов. Пробовала ради интереса просто взять упражнение из рабочей тетради по литературному чтению, первое попавшееся. Там был текст про «ласкового князя Владимира» и Илью Муромца, с кучей разных  «чара зелена вина в полтора ведра», «калачиков крупитчатых» и «схватил его за желтые кудри да ударил о серый камень – с тем Соловью и конец пришел». Жесть полнейшая! О чем мне дети и сказали прямым текстом. Потом стали кричать «Скучно!» и баловаться (что на уроках, мне кажется, дети обычно и делают). В общем, эксперимент провален напрочь! До глубоких смыслов фигуры Соловья-Разбойника и богатырей мы так и не добрались, через эти словесные дебри. А это текст, повторюсь, для началки!
 

Вспомнился момент семинара Любови Сгонник, где она рассказывала, как учила дочь саму выбирать себе учебники. «Хочется ли тебе перевернуть страницу?» - спрашивала она, когда та брала книгу, читая в случайно открытом месте. Если ответ «Да!», то надо брать. Еще она рассказывала, как дочь просматривала оглавление учебника. «Это знаю, это знаю… Но надо посмотреть, та ли это интерпретация, которую я знаю»…
 

Вот это мышление! Не «я все знаю» и «черное и белое», а разные интерпретации одной и той же информации! Хотелось бы со временем прийти к этому, через дебри современного шаблонного образования.
 

Продолжение следует…


Автор: Фрейя Гебо

 

Полезна: 5 голосов Не полезна: 1 голос

Другие статьи на эту тему

manula80 21.01.2018 18:02
А я как раз люблю копаться в текстах - хлебом не корми)) Читать с детьми - любимое занятие

Гость 20.01.2018 21:24
Скорее всего, именно из-за однозначности вы бы их и сдали Нам было сложней в свое время (в возрасте постарше, конечно) в плане экзаменов. Сама хорошо училась, перед экзаменами был жуткий мандраж. А тут, спустя много лет, пришлось сдавать экзамен в виде тестирования (ну, вот именно все однозначно). И мне было намного легче и спокойней. И в возрасте ,конечно, дело, но и - в самой форме.

Гость 19.01.2018 15:33
Фрейя Гебо, при прочтении ваших "отчетов" складывается ощущение ,что у вас в отношении школьного образования - "черное и белое". Я сейчас не о плюсах и минусах домашнего обучения (я не противница), а в общем и целом. И еще попробуйте перечитать тексты: вы как будто постоянно пытаетесь, в первую очередь, СЕБЯ убедить в том ,что школа - это плохо, очень плохо, и оттуда выпускаются ... нууу, скажем мягко, точно не очень умные люди. Пытаетесь постоянно искать тому доказательства. Но вы же сами оттуда Или нет? И все мы оттуда. И, вроде как, много не дураков. Это я к чему. Мне вот кажется ,вы постоянно мучаетесь мыслью: а правильно ли я сделала, что забрала детей из школы? И ищете, ищете подтверждения тому, что - да, иначе будут неучами и жутко уставшими людьми. Просто расслабьтесь, не мучайтесь, учите детей спокойно, раз вы сделали такой шаг, не растрачивайте себя на поиски доказательств правильности решения
Это совсем не в обиду ,чтоб вы правильно поняли. Просто хочется вас поддержать в ВАШЕМ решении применительно к ВАШИМ детям.
И пишите обязательно дальше. В наше время эта тема актуальна. Только очень интересно было бы почитать и про сам процесс вашего семейного обучения. Как у вас составлено расписание? Как распланирован день? Поняли ли вы наглядно ,что да, так дети реально будут образованы правильней? Что позволяет об этом говорить? Не ленятся ли дети в результате отсутствия четкой дисциплины (хотя, возможно ,вы очень хороший менеджер и организатор)? Как подводите итоги? Ну и вообще, как у вас ежедневно строится этот процесс. Интересен опыт обучения и выводы из него (возможно, их делать еще рано, но какие-то выводы об отношении детей к СО, думаю, - можно).

FreyaGebo 19.01.2018 20:09
Спасибо за обратную связь! Последнее время создается впечатление, что "вникуда" пишу) С удовольствием отвечу на ваши вопросы в следующем отчете. Вот честно, чем больше я занимаюсь, тем больше понимаю, что сама бы не сдала комплексные и ВПР! Именно из-за однозначности ответов!

Семейное образование, часть 16: работа с текстами

 

Голосуем!
Ждете наступления зимы?
30% О, да! Скорей бы!
15% Ноябрь в Сибири - и есть зима
21% Только не это. Лето хочу!
20% Жду Новый год, но не зиму
15% Что зима, что лето - мне все равно
Кемеровский Государственный Цирк

Спешите в цирк на новое представление!

Подробные условия