Обсуждая с кем-то тему самообразования или семейного образования, очень остро стоит вопрос дисциплины. Все с детства привыкли к авторитарному руководству и четкому расписанию в садиках и школах, поэтому считают, что это единственно верный вариант жизни. Но есть ли единый для всех вариант? Ведь все мы разные. Сильно упрощая, я выделяю для себя дисциплину процессников и достигаторов. Есть разные виды деятельности, и к ним разные требования. Можно с 9 до 9 общаться с клиентами. А можно просто продать 100 единиц дорогого товара. И, по сути, без разницы, будет ли это оптовая закупка за 10 минут или целый рабочий день, а может и сверхурочно. Процессник мало интересуется результатом труда, он просто отсиживает время (возможно за чаем и в соцсетях или на форумах, если речь идет про работу, или «считая ворон», если о школе). Для достигатора важен именно результат, вне зависимости от затраченного времени. С одной стороны если есть четкий результат труда, то второй вариант кажется выгодным. Но в реальности наша жизнь и в обучении, и в работе (не на фрилансе) заточена под процессников. В договоре прописывается четкое время начала и конца деятельности, без учета индивидуальных особенностей, а уж тем более, настроения и самочувствия.
В семейном образовании это совершенно не так. Если лично я хочу интересно жить, лениться и сидеть в интернете, автоматизируя или делегируя другие дела, как я могу требовать от детей другого? Я могу научить только тому, что делаю сама.
Как научить детей делать то, что хочется, но социально приемлемым способом, выполняя и общественно значимую работу? Здесь пригодятся навыки тайм-менеджмента.
Я уже писала, что подарила дочке на день рождения книгу «Тайм-менеджмент для школьника» (автор Марианна Лукашенко), или, как я ее ей презентовала «книга о том, как записаться в конный клуб, и уговорить родителей завести собаку». Это очень актуальные для детей такого возраста интересы. Все время, пока мы ее читали (а мы ее читали вместе и обсуждали, совместно делая задания), она поражалась: «Прям про нас написано!».
Хочу поделиться некоторыми темами, которые оказались интересны и полезны в нашей семье.
1. Составление списков.
Лучше ничего не держать в голове (освобождая ее для более важных дел), а записывать: расписания, планы на день или неделю, списки покупок или домашних дел.
2. Определение приоритетов.
Знать, какое из дел нужно сделать срочно, а какое может подождать, или его можно не делать совсем. Самыми приоритетными являются те, от которых зависят жизнь и здоровье человека, потом семейные и личные ценности, достижение каких-то результатов, и дела, невыполнение которых тормозит дела других людей (взаимозависимость).
3. Жесткое и гибкое планирование.
Жесткие дела – те, которые имеют точное начало и конец. А гибкие можно выполнить в любое удобное время и в любом порядке.
4. Хронометраж.
Это реальный учет времени, которое занимает то или иное дело в течение дня. Нужно записывать название дела, его начало и окончание. Также можно выявить «поглотителей времени» типа ожидания или пустой болтовни. Я уже несколько лет веду хронометраж, мне это нравится. Последний год в телефоне специальное приложение всегда точно показывает, сколько я спала, сколько работала, сколько ушло на дорогу, сколько спал ребенок и т.д.
5. Контекстное планирование.
Список дел, которые относятся к какому-нибудь одному событию или человеку. Например, когда поедем в отпуск, планируем заехать в такие-то места.
6. Контекстное хранение.
Все вещи одного вида в одном месте, в зависимости от деятельности, с ними связанной (например, наборы для рукоделия, для рисования и т.д.).
7. Основы целеполагания.
А чем из инструментов тайм-менеджмента пользуетесь вы? А ваши дети? Напишите в комментариях.
Продолжение следует…
Фрейя Гебо
Полезна: 5 голосов
Не полезна: 1 голос
Другие статьи на эту тему