Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Развитие / Принципы обучения одаренных детей

Принципы обучения одаренных детей

Одаренными называются дети, которые имеют определённый потенциал к высоким достижениям в интеллектуальной, творческой, лидерской, исполнительской и психомоторной сферах.

Вопросом одаренности занимаются отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Они пытаются ответить на такие вопросы:

  • что такое одаренность;
  • как обучать одаренных детей;
  • требует ли такое обучение особых знаний и подходов.

Специалисты сошлись во мнении, что с талантливыми детками должны заниматься высококвалифицированные педагоги. Подготовка таких специалистов включает в себя несколько аспектов:

  1. Педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию и смотреть на ситуацию как бы со стороны, а не из позиции «старший всегда прав». Также необходимо воспринимать ученика как цельную личность с набором индивидуальных качеств и особенностей.
  2. Преподаватели должны владеть знаниями не только в своей узкой специализации, но и уметь разбираться в психологии учащихся, т.е. развиваться комплексно.
  3. Необходимо вводить систему регулярных тренингов и консультаций, на которых ученики могли бы свободно общаться со своими учителями.
  4. Создание возможностей для профессионального роста преподавателей.
  5. Гуманизация процесса обучения и создание доброжелательной атмосферы.

Из этого следует, что для работы с талантливыми детьми необходимо, чтобы преподаватели имели определенную базу, благодаря которой они смогут найти правильный подход к каждому ребёнку и помочь ему обрести себя. Подготовка таких профессионалов требует времени и больших финансовых затрат.

Основные принципы обучения одаренных детей

  1. Развивающее и воспитывающее характер обучение.

Ученик должен не только усваивать весь спектр знаний, но и развиваться как личность, воспитывать в себе моральные и духовные устои.

  1. Индивидуализация и дифференциация обучения.

Все дети имеют свои особенности характера, но у одаренных они выражены ещё более ярко. Поэтому очень важно учитывать индивидуальные качества каждого ученика, чтобы он мог по максимуму реализовать свой потенциал.

  1. Учёт возрастных возможностей.

На каждом отрезке времени ученика необходимо равномерно загружать работой. При этом очень важно учитывать его возможности и соизмерять их с возрастом. Ведь слишком большой объём знаний, с которым ребёнок не сможет справиться, может привести к тому, что он потеряет интерес к учёбе и наступит апатия.

Не стоит забывать, что главнейшей целью обучение является полное раскрытие заложенных в ребёнке способностей. Ведь именно одаренные дети будут «строить» будущее общества и руководить его развитием. На них также будет возложена обязанность решения насущных проблем общества. Исход таких решений будет определяющим для многих последующих поколений.

Цели обучения

К общим целям обучения одаренных детей можно отнести:

  1. Развитие в ребёнке духовного начала. От этого во многом зависит, как в будущем он будет применять свои особые умения и таланты.
  2. Создание таких условий, в которых ученик сможет развиваться как творческая личность.
  3. Развитие в ребёнке сознания своей индивидуальности, а также желания и умения её проявлять в окружающем мире с пользой для всего общества.
  4. Создание такой картины обучения, которая охватывала бы все сферы жизни и давала ребёнку понимание системы целостного мироздания, а также возможность ориентироваться в различных сферах знания.

Содержание обучения

Работа с одаренными детьми предполагает не только особые методы и принципы обучения, которые существенно отличаются от обычных, но также и специализированную программу обучения. Для разработки такой программы обучения используют 4 основных подхода:

1. Ускорение

Этот подход необходимо использовать осторожно. Перед его использованием необходимо точно знать, что ребёнок действительно склонен к быстрому восприятию и запоминанию получаемой информации и вследствие этого может обучаться быстрее других, но таком же качественном уровне.

2. Углубление

Такой подход применяется в случае, если учащийся проявляет особые способности к определенной области знаний. Тогда желательно дать ему возможность углубиться в эту сферу и добиться в ней успехов. Но этот подход имеет ряд недостатков: только небольшое количество детей проявляет интерес именно к одной ветке знаний в раннем возрасте; направляя ребёнка только в одном направление можно нарушить процесс его общего развития; программы углубления могут приводить к перегрузкам, что влечёт за собой истощение ученика.

3. Обогащение

Данный подход предполагает изучение предметов, которые выходят за рамки обычного курса и формирование понимания глубинной взаимосвязи всех научных дисциплин.

4. Проблематизация

Этот подход заключается в том, чтобы учащийся находил новые альтернативные решения, которые будут оригинальны и нетипичны.

Стоит отметить, что именно два последних подхода считаются наиболее эффективными и полезными для учащихся.

Для обучения одаренных детей применяют методы творческого типа, которые дают большое пространство для самовыражения ребёнка.

Такими методами являются:

  • эвристические;
  • поисковые;
  • проблемные.

Не забывайте, что занимаясь обучением детей, имеющих высокий потенциал и хорошие способности, необходимо также вырабатывать в них и человеческие качества, такие как: дружелюбие, взаимопомощь и здоровая конкуренция и подавать собственный достойный пример.

 

Полезна: 1 голос Не полезна: 1 голос

Другие статьи на эту тему

Принципы обучения одаренных детей

Цели и содержание обучения

Голосуем!
Из какого вы города?
82% Кемерово
0% Новокузнецк
1% Ленинск-Кузнецкий
1% Прокопьевск
1% Анжеро-Судженск
6% Другой в Кемеровской области
10% Другой, в другом регионе
Мама и малыш

Все для мамы и малыша в одном месте!

Подробные условия