Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Развитие / Формирование здорового образа жизни в школе

Формирование здорового образа жизни в школе

Счастье семьи – процветание государства

Не так давно, при поздравлении, пожилому человеку, прежде всего, желали здоровья, а молодому — успехов. Предполагалось, что молодой — значит здоровый. Однако в последние два десятилетия ученые и врачи отмечают, что многие заболевания «помолодели». Статистики сообщают нам, что лишь 10-15% выпускников школы практически здоровы. А ведь, по большому счету, для любого родителя здоровье ребенка – это непременное условие родительского счастья.

Школа – программа взрослой жизни

«Всему свое время». Казалось бы, расхожая фраза, но нет. В ней скрыт глубочайший смысл. Каждый период жизни человека, особенно в ее начале, должен быть наполнен соответствующими опытом и знаниями. Задача школы — заложить в ребенка, в его сознание, правильный код — программу его дальнейшей жизни. Не запрограммировать как робота, но дать ориентиры, которые позволят ему в моменты принятия решений, выбирать верный путь, может быть даже неосознанно.

А такие понятия как гигиена, здоровый образ жизни должны находиться на уровне подсознательного. Для ребенка, а затем молодого человека, не должно быть проблемы выбора: курить или не курить, пить или не пить, принимать наркотики или нет. Установка, заложенная с раннего детства, должна срабатывать во всех моментах жизни. Вопрос лишь в том, как эту установку сделать.

Усилия педагогов как правило ортодоксальны: режим труда и отдыха, здоровое питание, гигиена, физическая культура, борьба с вредными привычками. Ни в коем случае не отрицая все перечисленное, скажу, что этого мало. Это не создает установку. Дети воспринимают все это как очередное нравоучение. Надо сделать так, чтобы все, что мы включаем в понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ), стало, как они говорят, «круто». «ЗОЖ» надо сделать стилем, не абстрактными призывами, а примерами среди одноклассников, старшеклассников, преподавателей, успешных выпускников и т.д. Одним словом, надо создавать культ «ЗОЖ» и, конечно, кумиров. В школьном возрасте без них — никак.

Младшие классы – Здоровый Образ Жизни как подражание

Ребятишки в младших классах в основной массе – подражатели. Они подражают родителям, старшим братьям и сестрам в семье. В школе их стремление быть похожими на учителя, понравиться ему, получить похвалу учителя или родителей – их главная движущая сила. Другой мотивации они пока не знают. Поэтому формирование здорового образа жизни в младших классах – это, в первую очередь, личный пример, подкрепленный занимательным рассказом о том, как им это поможет в разных жизненных ситуациях, особенно в приключениях.

В семье – личная гигиена, утренняя зарядка, закаливание, походы выходного дня. В школе – профилактическая гимнастика в течение урока, уроки физкультуры тоже с личным примером учителя. А, если кто-то из ребят превзойдет учителя, в каком-то упражнении – не беда. Сделайте из него пример для подражания. Очень полезно, в плане воспитания, проводить совместные уроки физкультуры или внеклассные спортивные мероприятия младших классов с ребятами постарше, указывая малышам на ребят, которые действительно являются примером для подражания.

Средние классы – Здоровый Образ Жизни как кумир

Ребята в возрасте 5-х, 9-х классов сохраняют подражательную тенденцию в поведении, но теперь образцом для подражания является уже не учитель и очень редко кто-то из родителей. В этот момент чрезвычайно важно, чтобы таким образцом, а по сути, кумиром, стал человек с действительно здоровым образом жизни. Этот возраст наиболее опасен в плане выбора стиля жизни. Именно в этом возрасте проверяется на прочность установка, заложенная в младших классах. И ни в коем случае нельзя останавливать усилия по закреплению установки на «ЗОЖ».

Старшие классы – Здоровый Образ Жизни как путь к успеху

В 10-х, 11-х классах начинают проявляться признаки формирования личности. Поклонение кумирам сменяется критическим к ним отношением, а порой и низвержением. Впереди уже маячит взрослая жизнь. Для кого-то она желанна, кто-то не прочь еще понежиться в детстве, но все без исключения хотят быть успешными. В этот момент у ребят формируется внутренняя мотивация на успех, и задача родителей и педагогов – связать успех и здоровый образ жизни в сознании молодых людей. Это не сложно, поскольку у них уже есть собственный жизненный опыт, примеры их друзей и знакомых.


В заключение скажу, что формирование здорового образа жизни у школьников – задача не только и не столько учителя физкультуры. Это задача всего педагогического коллектива с активным и преимущественным участием психологов.

Полезна: 0 голосов Не полезна: 2 голоса

Другие статьи на эту тему

Формирование здорового образа жизни в школе

Счастье семьи – процветание государства

Голосуем!
Ждете наступления зимы?
30% О, да! Скорей бы!
15% Ноябрь в Сибири - и есть зима
22% Только не это. Лето хочу!
20% Жду Новый год, но не зиму
13% Что зима, что лето - мне все равно
BABY академия, центр раннего развития

Развивающие занятия для детей от 1 года до 7 лет!

Подробные условия