Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Воспитание / 5 заповедей интуитивного воспитания

5 заповедей интуитивного воспитания

Иногда воспитание детей похоже на соревнование: «Мой ребёнок заговорил в год и два месяца!» — «А мой — в год!». Стивен Камарата, профессор психиатрии из Университета Вандербильта, в своей книге «Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребёнка» опровергает связь между ранним развитием и умом. Опираясь на последние открытия нейробиологов, Камарата доказывает: простые и бесполезные занятия с ребенком — самые полезные для его мозга. Это и называется интуитивным воспитанием.
 


Ранее развитие и гениальность


Родители склонны переживать, если ребёнок не научился ходить, говорить или читать к определённому критическому возрасту — и это якобы признак отсталости. Однако границы нормы гораздо шире, чем кажется. Отставание — это диагноз, который может поставить только грамотный врач. Иногда задержка развития речи даже свидетельствует о неординарных способностях.

«Многие гении не говорили до двух лет или даже дольше, начиная с того же Альберта Эйнштейна, который не говорил, по крайней мере, до трех лет, — пишет Камарата. — Среди других высокоинтеллектуальных и одаренных личностей, поздно начавших говорить, можно назвать лауреата Нобелевской премии по экономике Гэри Бекмана, знаменитого математика Джулию Робинсон и физика Эдварда Теллера».
Есть и обратный пример. Вундеркинд Уильям Сайдис. Он родился в Нью-Йорке в 1898 году. В два с половиной года Сайдис читал газеты, в одиннадцать лет поступил в Гарвард, а в двенадцать лет уже читал лекции по высшей математике. Но великим учёным он так и не стал, всю жизнь бегал от репортёров и полиции и умер в безвестности в сорок шесть лет. Так что между ранним развитием и интеллектом во взрослом возрасте связи нет. И уж тем более её нет между ранним развитием и счастливой жизнью.

Мифы о критическом периоде в развитии ребёнка


Всем известно, что мозг ребёнка развивается только до определенного возраста. Нужно успеть до трёх (пяти, десяти) лет впихнуть в детей как можно больше навыков пока не поздно. Это полная ерунда. За десятилетия повального увлечения ранним развитием количество гениев на Земле не увеличилось. Выдающиеся люди, такие, например, как Стив Джобс и Билл Гейтс, не раз критиковали образование, заставляющее заучивать всё больше фактов и решать всё больше однообразных задач.
Далеко не у каждого навыка есть критический срок появления. Развивать слух и зрение нужно действительно с первых дней жизни ребёнка, а вот решать математические задачи можно научиться и во взрослом возрасте.

Попытки искусственно ускорить развитие ребёнка ведут к нарушению естественного развития
Ещё сорок лет назад профессор педагогики Луи Нельсон доказала, что попытки ускорить развитие приводят к краткосрочным преимуществам, не сохраняющимся надолго. А дети, которых раньше времени пытались чему-нибудь научить, быстро теряют интерес к учёбе.

Как пишет Стивен Камарат, развитие ребенка устроено идеально последовательно. «Воспитывая детей, мы должны стремиться, чтобы их мозг стал взрослым к окончанию школы, примерно в семнадцать лет. Но обучение будет успешно продолжаться и дальше. Нет абсолютно никаких причин для паники, если развитие ребенка не завершится к трем годам. Наука нейробиология подтверждает: у мозга будут все возможности для развития в следующие десять и более лет».

Интуитивное воспитание и развивающие программы


Сегодня сотни производителей выпускают обучающие программы, видео, игрушки для ускорения развития мозга. Якобы их действие основано на открытиях нейробиологов, а эффективность доказана экспериментально. Камарата описывает как производители не раз признавали в суде, что всё это не более чем рекламные уловки.

В 2010 году Ассоциация психологических наук (Association for Psychological Science) провела исследование, в котором обучение с помощью DVD сравнивали с естественным обучением. Результаты были опубликованы в статье «Действительно ли дети учатся с развивающими программами?» (Do Babies Learn From Baby Media?). Выяснилось, что «дети, которые в течение месяца смотрели DVD, выучили столько же новых слов, сколько дети из контрольной группы». Лучшие результаты в обучении были достигнуты без всяких развивающих видео — когда родители учили детей новым словам во время повседневной деятельности.

Любая игра, разговор или чтение с ребёнком развивают способности гораздо лучше, чем умные программы
Даже улыбка матери и объятия правильно настраивают мозг. Например, когда мать держит грудного ребёнка на руках и ласково разговаривает с ним, её слова, которые малыш пока даже не понимает, закладывают восприятие речи. Одновременно мозг ребенка настраивается на специфические интонации родного языка.

Другой пример: отец строит пирамиду, ребенок ее разрушает. Выглядит скучно и бессмысленно, однако эта простая игра закладывает основы эмоциональных связей между отцом и ребёнком. К тому же, когда отец изображает испуг и хватается за голову, ребёнок учится понимать юмор.
В этом и есть суть интуитивного воспитания: прислушиваться к своему внутреннему голосу, тратить на ребенка больше времени, чем денег и больше нежных чувств, чем наставлений.

5 заповедей интуитивного воспитания (в книге их существенно больше)


1. Родители должны знать: не существует универсального стиля воспитания или обучения. Даже у родных братьев и сестер бывают разные темпераменты и потребности. Родители должны придерживаться своей системы ценностей, но уважать индивидуальность ребенка.
2. Родители должны быть терпеливыми и знать: в их распоряжении 18 (или даже больше) лет, чтобы направлять развитие ребенка. Не надо поддаваться желанию ускорить развитие или впихнуть «знания» в голову ребенка, до того, как он будет готов к этому.
3. Родители должны закладывать у ребенка основы взрослого мышления. Им надо научить детей избегать обманных схем «быстрого обогащения». Детский мозг настраивается на размышления и решение задач — а эти качества можно адаптировать к любым знаниям, которые появятся в будущем.
4. Родители знают: ребенок должен ошибаться, чтобы научиться чему-либо.
5. Родители гордятся своим ребенком и с удовольствием общаются с ним, независимо от его темперамента и стиля обучения. Девочки и мальчики понимают: их мамы и папы помогут им, если надо. Но вообще-то от них ждут самостоятельного решения проблем.

 

Источник: https://vk.com

 

Полезна: 1 голос Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

5 заповедей интуитивного воспитания

 

Голосуем!
Ждете наступления зимы?
18% О, да! Скорей бы!
19% Ноябрь в Сибири - и есть зима
28% Только не это. Лето хочу!
24% Жду Новый год, но не зиму
12% Что зима, что лето - мне все равно
Родильный дом № 1

С 2007 года роддом функционирует по системе совместного пребывания матери и ребёнка "Мать и дитя"

Подробные условия