Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Воспитание / Как избежать ошибок, воспитывая лидера

Как избежать ошибок, воспитывая лидера

Советы для родителей, как помочь ребенку вырасти самостоятельным, ответственным, активным, с правильной самооценкой и верой в свои силы.

Что вы себе представляете, когда слышите слово «лидер»? Оратор, вдохновляющий массы, полководец на коне с шашкой наголо, отважный мальчишка во главе ватаги ребят, бегающих во дворе. И сразу перед глазами появляется картинка с образом безусловного лидера. Растить лидера не просто, такие дети требуют от нас больших затрат энергии, вовлеченности, держат нас все время в тонусе. А мы, уставшие от повседневных забот, мечтаем, о послушных детях, которые соглашаются и делают то, что мы говорим, не спорят, не доставляют хлопот. Одним словом, «удобные».

Но давайте посмотрим вдаль. Каким мы видим такого «удобного» ребенка в подростковом возрасте? Хотели бы мы, чтоб он стал удобным для лидера подростковой компании? Смотрим еще дальше. Он удобен для начальника, партнера, друзей. А ему хорошо с собой? Доволен ли он тем, куда его ведут, тем, что делает по их велению и как живет по их указке?

Мы воспитываем детей сегодня, чтобы им было легче жить завтра, в их взрослой жизни. Чтобы они могли справляться с трудностями, которые встретятся на пути. Мы помогаем им приобрести необходимый опыт, который поможет стать увереннее и сильнее. Иногда, по незнанию, или другим причинам, мы совершаем ошибки, которые мешают развитию этих качеств.

 


Как же избежать ошибок и помочь ребёнку стать автором своей жизни?


Позволить быть самостоятельным.

Дети часто проявляют инициативу, которая не всегда нам по вкусу и требует определенных затрат разных ресурсов, а также, ответных действий. Не всегда они могут просчитать последствия своей самостоятельности, и с этим опять справляться родителям. Поэтому, порой, нам легче запретить, не одобрить, остановить, тем самым пресечь всякое желание проявлять себя. Запретить – на значит научить.

Научить – это дать возможность столкнуться с последствиями своих действий, и самому, или с нашей помощью их устранить. В следующий раз, его самостоятельность будет более разумной, продуманной, ответственной.


Позволить ребенку самому решать его проблемы.

Часто происходит так, что мы очень быстро спешим на помощь, не давая возможности ребенку хоть что-то сделать самому и получить необходимый опыт. Обсуждает ли он в песочнице вопрос «чья лопатка и кто будет с ней играть первым», мы уже тут как тут, и все за всех решили. Возникли сложности в школе - летим на всех порах разбираться с учителями и настаиваем, чтоб он внес коррективы в школьную программу. Сложности со сверстниками – и в этом случае у нас есть готовое решение проблемы: этот хороший, этот плохой, с этим дружим, а этого, чтоб и на пороге не было!

Казалось бы все правильно, родительская любовь и забота в действии. А по факту, ребенок вырастает, не имея простейших навыков взаимодействия с людьми, и не знает как себя вести в сложных ситуациях. А ведь чем он взрослей, тем ситуации будут сложнее. И без опыта, приобретенного в детстве, справляться с ними будет не просто.

 


Будьте рядом, поддерживайте, подстраховывайте, когда ситуация начинает принимать нежелательный оборот. Но не спешите сами все сделать за него. Спросите, если ребенку нужна ваша помощь, совет. Если он готов попробовать свои силы и считает, что может справиться сам – дайте ему такую возможность.


Дать ребенку право контроля над его жизнью в разумных пределах, согласно его возрасту и опыту.

Разумеется, ребенок не может принимать участие в решение стратегических вопросов семьи. Но, мы можем ему доверить решать такие вопросы, как: что он хочет есть на завтрак, какого цвета куртку купить, чем заняться в свободное время, что надеть в сад или школу. Делать уроки сразу после школы или час отдохнуть, а потом приступить к домашнему заданию.

Вы собрались в магазин за продуктами, предложите ребенку вместе с вами составить список продуктов, позвольте ему делать выбор в том, что касается его лично.

Все это не сложные действия, необходимо просто изменить подход – от контроля к сотрудничеству. Таким образом, вы даете ребенку понять, что его мнение значимо и ценно, что с ним считаются. Что, в свою очередь, влияет на формирование чувства собственного достоинства и развитие лидерских качеств.

 


Дать право на ошибки.

Как мы набираемся опыта? Ошибаемся, анализируем, что было сделано не так, работаем над ошибками, и пробуем еще раз. Мы так учились ходить, есть, говорить, писать и читать.

Нам не приходит в голову говорить малышу: «Ты не так ногу поднял, не так ее поставил, стой и не шатайся, падать это плохо» и так далее. Но как только ребенок подрастает, наше отношение к его ошибкам меняется. Мы своим отношением к ошибкам, внушаем ему мысль, что ошибаться стыдно, плохо, не достойного моего идеального ребенка.


Вы на самом деле считаете, что делая что-то в первый раз, это можно сделать идеально, без ошибок, помарок и недочетов?

Когда мы ругаем или критикуем ребенка за ошибки, нам кажется, что таким образом мы его мотивируем быть лучше. Но добиваемся обратного эффекта – он начинает испытывать страх перед любым делом и, в итоге, предпочитает не делать вообще, чтоб не переживать провалы, приправленные нашей критикой и неодобрением.

Если вы считаете, что в данном конкретном случае, критика уместна, сделайте это правильно: первое - скажите, что удалось, второе – отметьте, то, что надо доработать, третье - предложите варианты, как это можно улучшить. Такая критика не унижает ребенка, а мотивирует на поиск решения.

Не ругайте за ошибки, а научите анализировать и делать выводы. Предложите другой способ, предложите попробовать еще раз. И обязательно поддержите, похвалите за попытку, за смелость, за идею.

 


Требовать возможного.

Мы так хотим гордиться своими детьми, хотим, чтоб они были лучше всех, что порой требуя от них результатов, не учитываем их возможностей и способностей. Дети хотят нам угодить, стараются, но в силу объективных причин, у них не получается. Если это происходит регулярно, неудачи приводят к тому, что дети живут в постоянном стрессе, разочаровываются в своих возможностях, перестают верить в себя и со временем перестают пытаться что-то делать, чтоб не испытывать эти разрушающие их чувства.

Как говорила одна мама: «Мой первый ребенок в 6 лет умел читать на двух языках, но я часто была недовольна: то медленно читает, то ошибается. Ко второму у меня уже были требования помягче. А с третьим, я решила, что все умеют читать, и мой научится». Видите, даже нам взрослым и умным, нужно время, чтоб получить опыт и чему-то научиться.

Принимайте своих детей, такими, какие они есть, соизмеряйте требования с их возрастом, навыками и способностями. Узнайте их сильные и слабые стороны и мудро направляйте и корректируйте. В каждом из них скрыт огромный потенциал, но ему нужно время и соответствующие условия, чтобы проявиться и окрепнуть.

 


Верить и поддерживать ребенка.

«Я верю в тебя!» Эта фраза не просто приятно поглаживает самолюбие ребенка, она мотивирует на свершения, окрыляет. Ведь самые любимые и авторитетные люди верят в него. И он не подведет. В то время, как фразы «это очень сложно, у тебя не получится», «можно было бы больше постараться», «ну кто так рисует», «куда тебе петь с твоим слухом» и другие – отбивают желание пробовать, стремиться и достигать. А также, формируют негативные установки о себе, своих способностях и окружающем мире.

Поддержка родителей – это как компас, который показывает правильное направление. Критика – это негативная реакция, которая блокирует познавательный интерес ребенка, желание действовать, искать, придумывать, экспериментировать. Поддержка, наоборот, способствует развитию всех этих качеств, необходимых для успешной, интересной и активной жизни ребенка.

Согласитесь, следования этим простым советам не требует специальной подготовки, времени и дополнительных затрат. И при всей своей простоте, они способствуют достижению цели: вырастить уверенного в себе и своих силах человека, который смело будет идти по своей дороге. Который сможет взять на себя ответственность за себя, свою семью, свою жизнь. Который будет радоваться и получать удовольствие. Который сам будет писать книгу своей жизни.

А разве не для этого мы сегодня стараемся? Разве не для этого мы воспитываем своих детей?

Источник: vk.com

Полезна: 2 голоса Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Как избежать ошибок, воспитывая лидера

 

Голосуем!
Ждете наступления зимы?
19% О, да! Скорей бы!
18% Ноябрь в Сибири - и есть зима
29% Только не это. Лето хочу!
22% Жду Новый год, но не зиму
12% Что зима, что лето - мне все равно
Школа для будущих мам

Занятия в клубе проводят психологи, педагоги, юристы, специалисты по социальной работе, в форме тематических лекций, бесед, "круглых столов"...

Подробные условия