Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Воспитание / Почему я не читаю классические сказки дочке. Мнение папы

Почему я не читаю классические сказки дочке. Мнение папы

У меня есть дочь Майя. Сейчас ей два года. Но еще до того, как она родилась, я мечтал о том, как я буду ей читать книги-сказки. Ведь я очень люблю читать. И считаю, что через чтение можно многому учиться, познавать мир и просто развлекаться. Тогда ко мне не приходила мысль о том, что надо подбирать, что читать. Есть довольно широкий ассортимент классических сказок, которые большинство из нас слушало в раннем детстве, и мы все их так любим.

И вот я и моя жена Ольга купили несколько таких сказок, другие нам подарили. И я ждал момента, когда буду все это читать Майе.

Сначала я много общался с Майей без книг. Просто много всего рассказал о том, что мы видим вокруг. И мне было очень приятно заметить, как внимательно она слушала. Так что мой интерес к чтению еще больше возрос.

Первую сказку, которую я читал 9-месячной Майе, была «Кот в сапогах». Не могу описать мое разочарование и растерянность после окончания прочтения. Я переосмыслил прочитанное. Из сказки можно сделать вывод, что если ты обманываешь людей, то можешь добиться успеха, и при этом тебя не накажут. А даже наоборот: кот — обманщик, хитрый, нечестный — положительный герой! Я сразу сказал Майе, что считаю, что это неправильно, и что мы не должны так поступать в жизни. Только после этого я смог успокоиться, и моя совесть была чиста.

Через некоторое время на очередь попала сказка «Белоснежка». Я уверен, что каждый из нас прекрасно знает начало этого «триллера»: живет маленькая, красивая, беззащитная девочка-принцесса, у которой умерла мама. Ее папа снова женится. Через некоторое время мачеха недовольна, что маленькая принцесса очень красивая, и приказывает прислуге убить ее! У меня и сейчас волосы дыбом! Слава богу, сначала я успел прочитать это про себя и моментально закрыл книгу. Так как я никак не мог читать подобную историю маленькому ребёнку, который только начинает понимать жизнь! Для этого случая я уже не нашел пояснения!

Я был не только разочарован, но и озадачен. Я очень хотел с помощью сказок развлекать и развивать Майю. Но при этом был твердо уверен, что только не сказками такого содержания. Мы с Олей совершили тщательную «экскурсию» по классическим сказкам: Красная шапочка, Хенсел и Гретел, и т. д. Я не буду сейчас описывать каждую из них, а приглашаю вас самих это сделать и подвести итоги. Наше решение было таким: почти все эти сказки отправить «в печку», как говорил профессор Преображенский, Булгаковский герой из повести «Собачье сердце».

Я стал думать об этой ситуации и пришел к выводу, что надо делить эти сказки на две категории.

Первая категория — это сказки, написанные с целью напугать детей, формировать в них страшные образы, при помощи которых можно будет ими легко управлять. Например, если не засыпаешь, то «…придет серенький волчок и укусит за бочок, и утащит во лесок под ракитовый кусток»!

Вторая категория — это сказки, направленные на изучение морали с детьми. Например, Буратино (Pinoccio). И я знаю родителей, которые говорят детям, что если те будут врать, то у них вырастет длинный нос, как у Буратино. Какое противоречие! Ведь мы хотим учить детей не говорить неправду, и при этом сами именно это и делаем!

Первую категорию я отверг, потому что никогда не ставил себе цель культивировать страхи у Майи, а вторую — потому что считаю, что морали надо учить при помощи личного примера. Если хочу, чтобы мой ребенок говорил правду, то я не должен обманывать, и в первую очередь его самого. Если я хочу, чтобы мой ребенок был вежливым, здоровался, прощался, говорил «спасибо», то я должен постоянно так поступать везде и со всеми.

Есть еще одна веская причина не читать эти «классические» сказки нашим детям. Эти сказки были написаны более 150 лет назад! Согласитесь, тогда все было по-другому — другие дети, другие условия, другое общество. На мой взгляд, все это же не вписывается в нашу действительность. Многое меняется, а сказки остаются!

Оля — сторонник здорового образа жизни: правильное питание, одежда и игрушки, сделанные из безвредных материалов, и т. д. Ей не менее важна и «пища» для души. В поисках этой «пищи» она нашла замечательные издательства. Я хочу описать некоторые книги этих издательств, чтобы можно было наглядно почувствовать разницу:

1. «Очень голодная гусеница» (автор Эрик Карл). Гусеница появляется из яйца и со временем превращается в прекрасную бабочку. Книга из толстого картона и очень интересно оформлена. Она учит считать, запоминать дни недели и названия фруктов.

2. «От головы до ног» (автор Эрик Карл). Рассказывает о разных животных и о том, как они двигаются. А вопрос «а ты так умеешь?» приглашает ребенка повторить эти упражнения!

3. «Хочу к маме» (автор Джулия Дональдсон). Это моя любимая книга. Маленькая обезьянка потерялась, и добрый мотылек помогает его найти маму. Мотылек старается, но постоянно путает маму то со слоном, то с лягушкой. В итоге ребенок знакомится с несколькими животными и их характеристиками.

4. Ротраут Сузана Бернер придумала серию из четырех интересных книг большого формата с огромным количеством прорисованных деталей: «Зимняя Книга», «Весенняя Книга», «Летняя Книга» и «Осеняя книга». В книгах нет слов, кроме очень короткого описания на последней странице. Это помогает развивать фантазию, речь и наблюдательность.

Еще хочу отметить другие полюбившиеся нам книги, но уже без подробного описания:

  • «Танцующий жираф» о таланте (автор Джайлс Андрэ),
  • «Улитка и Кит» о дружбе (автор Джулия Дональдсон), 
  • «Лисенок Фокстрот» об особенных детях (автор Гельме Гейсе),
  • «Дядя Амос не идет на работу» о поддержке и дружбе (автор Филипп Стел),
  • «Замечтательная книжка» о детских и взрослых мечтах (автор Даллас Клейтон).

Справедливо добавить, что у всех этих книг замечательные иллюстрации. Хотя иллюстрации — это спорный момент.

Мне кажется, что есть существенная разница между сказками типа «Белоснежка» и теми, которые я только что перечислил. Очевидно, весь вопрос о том, что каждый из нас хочет читать своему ребенку. И эти желания могут не совпадать. Но я твердо уверен в одном: мы должны действовать именно так, как нам подсказывает сердце. А не как кто-то написал или потому что сосед сказал, или потому что бабушке так хочется. И это относится ко всему, что мы делаем, а не только к чтению детям.

Поэтому прежде чем читать сказку Вашему чаду, предлагаю сначала прочитать ее самим, послушать сердце и только потом принять решение. Чтобы быть уверенным, что именно такую мысль вы хотите донести до сына или дочери. После этого — вперед! Читайте с удовольствием! Главное — сознательно!

Мое сердце мне подсказало, что читать Майе про гусеницу и обезьянку гораздо лучше, чем про убийц и чудовищ. Как спокойно у меня на душе, ведь дочка повторяет слова «мартышка», «мама», «друзья», а не «убить» и «обмануть». Кроме того, я вижу, какое большое удовольствие Майя получает при чтении этих сказок! Она очень часто просит читать ей эти сказки и уже сама их «читает». И меня это очень радует! 

Напоследок хочу добавить, что я ни в коем случае не хочу навязывать свое мнение. Просто делюсь своими мыслями. И желаю всем приятного чтения!

 

Источник: https://vk.com

 

 

Полезна: 14 голосов Не полезна: 5 голосов

Другие статьи на эту тему

Гость 07.06.2022 05:39
Умница. Ребёнок всё впитывает

Гость 28.10.2014 00:50
Моя дочка года в 4 перестала подходить к нашей "горе" книг. Я была в ужасе ,потому что до этого чтение книг было нашим любимым занятием, начиная с 3 месяцев ,когда я сама сочиняла ей истории, например, по книжкам для купания, имитируя процесс чтения. Так и пошло у нас. А для меня-то какая радость ребенку читать. В общем, слушать могла, не шевелясь, по 2-3 часа (это сейчас шило в попе, тогда не было ) И вдруг... Не просто подходить перестала, она реально боялась к ним подойти, когда я заводила разговор про книги, ребенок в ужасе убегал, и просил: "Мама, не надо!" Длилось это месяца три минимум. А мне так хотелось с ней почитать ,как раньше. Да и вообще я не понимала ,что происходит в ее голове. В итоге стала спрашивать: может, ее пугают какие-то конкретные книги ,и мне их убрать? Она опять "шарахалась". А через пару недель сама подошла и ,вот реально дрожа, сказала: "Мама, давай покажу, какие книжки убрать". Я прямо обрадовалась. По одной перекладывала книги ,а она издалека говорила мне ,какие убрать. И вот ,что это оказалось: "Волк и семеро козлят" (потому что волк съедает козлят, а потом еще и в огонь падает", "Красная шапочка" (ну тут понятно... Это вообще ужас всей ее жизни, до сих пор слышать даже про нее не может) и... внимание: всего Чуковского! У нас были многие его произведения. И вот скажите, как же так ребенок выбрал книги именно одного автора?! Она-то не в курсях была ,что это именно Чуковский (причем того же "Тараканище" в два года наизусть знала!)! Вот как она это почувствовала?! Я лично до сих пор удивляюсь. Так что ,видимо ,все пересуды в его адрес - неспроста, раз даже дети чувствуют (а дите у меня оч. эмоциональное и чувствительное).
Сейчас дочке 6,5. Читаем много! Очень любим это дело! И как же непрост был путь восстановления этой любви... Кстати, те убранные книги, так до сих пор к нам и "не вернулись". Слышать про них не хотим, особенно про Шапку Красную. Есть один сборник сказок народов мира ,очень классные произведения там. Кроме одного, причем совсем детского. Да: "Волк и семеро козлят". Его мы тоже убирали. Но мне просто жаль было ,что из-за этого "козлоеда" не могу прочитать ребенку остальные произведения из книги. В общем, со временем я придумала следующее: предложила скрепить листы с этой сказкой скрепкой ,чтоб их нельзя было листать и видеть. Дочка думала какое-то время, через несколько дней сама напомнила мне об этом. В итоге: книга зачитана за последние года 1,5 до дыр, пугающая сказка по-прежнему на замке, то есть на скрепках.
Так вот я к чему все это... Что уж говорить о папах и мамах ,если даже есть такая категория детей, понимающая, что многие сказки суть триллеры...

Ну и чуток посмеяться вам:
- "Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегает..."
- "Вдруг какой-то старичок-паучок нашу муху в уголок поволок. Хочет бедную..."
Кажется ,Фрейдом "попахивает"

LANA@13 27.10.2014 23:28
Да даже "Колобок" со своим непослушанием докатился до того, что его съели, та еще зловредная сказка, что говорить о сказках Андерсена и Перро, это вообще триллеры. Забавно читать Маршака, на котором мы воспитывались и объяснять ребенку о неактуальных для нашего времени вещах... Читать надо в любом случае, подбирать произведения по возрасту, а вот как вы подадите ребенку , так он и воспримет ...

Natalia 27.10.2014 08:09
Отец молодец, что задумался, но во многом слишком категоричен и не прав. Я не буду тут сильно расписывать - это дело отдельной статьи. Кстати, спасибо ему за очередную тему . Для тех кто хочет рассмотреть вопрос со всех сторон могу предложить почитать книгу Ефимкиной "Пробуждение спящей красавицы". Вот там как раз рассматривается почему так важны именно фольклорные сказки. От себя, как тоже от читающей в общем и с детьми в частности, мамы могу сказать, что большинство современных книжек, сказок и историй еще хлеще чем прошлое мировое наследие.

Sнежинка 26.10.2014 19:56
Сейчас вообще детям КЛАССИЧЕСКИЕ сказки не читают - там, где сестры Золушки отрубали пальцы на ноге ,чтобы одеть туфельку и прочие страшилки, которые 150 лет назад присутствовали в оригинале. Да и русские народные сказки дошли до нас в обработке, без пикантных и леденящих подробностей, свойственных народной речи.
Зачем читать 9 месячному ребенку "Кота в сапогах"? Может, лучше начать с потешек?
И вообще - Белоснежка, Кот в сапогах и прочее - это не только и не столько сказки, сколько культурное пространство, в котором живет человек, которое определяет его приверженность именно к этой цивилизации. И начинается оно с азов, со сказок. Просто классический сюжет ,не зная которого, ребенок может не понять примеры/шутки/сравнения, основанные на этих сказках - которые будут встречаться ребенку в садике и школе.
И - да, Белоснежка (мне конечно ближе "Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях" ,но не суть важно, сюжет один) пережила несколько веков и до сих пор читается детям, а вот будет ли кто помнить книгу «Улитка и Кит» через 100 лет?

Смородина 26.10.2014 14:56
Зуб на Чуковского? и , наверное, на Аверченко, Булгакова, и на Бальмонта, и на Достоевского, и на раннего Маяковского?))) тоже ведь маразм - намазалась мазью и полетела)) А "Тюк" чего стоит)) КСТАААТИ!!!! а вот мальчик уходит от родителей и живет в деревне с котом и псом -тож ведь маразм. а родители спокойно моют посуду и ждут ,пока его найдут по объявлению в газете, за велосипед - не маразм ли?))

kittiket 26.10.2014 15:59
даа! читай про гусеницу и обезьянку психологически верные, тщательно выверенные тексты, а не вредную ерунду про Муху-Цокотуху и Простоквашино))))
зато как спокойно на душе...)))

Аришка 26.10.2014 09:58
И у нас семейный "зуб" на Чуковского, не..., я вот тоже не понимаю его сказок-стихов, особенно, когда еще и рифмы сперты тупо . Не читали детям, дети ничего не потеряли, в 1 классе ознакомительно оба проходят данного автора в школе, в достаточно разумном уже возрасте.

А по данной статье, ну мнение еще одного родителя, имеет право быть, почему и нет.

Гость 26.10.2014 17:06
Корней Иванович долгие годы занимался со всеми детьми логопедией, логортмикой и развивал "чувство языка" всем детям абсолютно бесплатно.
А так-то, конечно, исключить его к логопеду и на развивашки водить куда как круче и трендовей.

olyagodina 25.10.2014 21:23
У моего мужа зуб на Чуковского... Все его произведения просто выбросил, говорит: не нужен этот маразм моим детям

kittiket 25.10.2014 17:51
папа слишком много думает))

вот это порадовало:
"Как спокойно у меня на душе, ведь дочка повторяет слова «мартышка», «мама», «друзья», а не «убить» и «обмануть»."

Интересно, слова убить и обмануть (и их значение) папа до скольки лет от дочки собрался скрывать?
И почему сразу сказки "запугивают"?
Можно на примере сказок призывать к осторожности, объяснять, чем могут быть чреваты те или иные действия.

Гость 26.10.2014 17:09
Катя, о чем ты? Девственно чистый и незамутненный всеми этими сказками разум так удобно же. И никакой игры в войнушку!
А слова убить и обмануть узнают как время придет, из сетевых и планшетных игр

Spark 24.10.2014 20:57
это еще папа Фрейда не читал, который раскрывает весь тайный смысл классических сказок!

ЛОРКА 25.10.2014 00:55
о, а можно вкратце)

Spark 25.10.2014 18:03
я смутно уже помню, давно это было. но вот точно помню, что Красная Шапочка связана со взаимоотношениями полов, а извлечение из живота волка бабушки и внучки - это имитация процесса родоразрешения

Почему я не читаю классические сказки дочке. Мнение папы

Прежде, чем читать вашему чаду сказку, прочтите ее сами

Голосуем!
Из какого вы города?
82% Кемерово
0% Новокузнецк
1% Ленинск-Кузнецкий
1% Прокопьевск
1% Анжеро-Судженск
6% Другой в Кемеровской области
10% Другой, в другом регионе