Валаам

О, дивный остров Валаам...
...или как я провела это лето, точнее его начало...

Еще зимой, долгой-сибирской-морозной, задалась я вопросом куда податься в отпуск (он у меня всегда строго регламентирован датами ежемесячной отчетности)... Первоначальный вариант был о.Крит (Греция) и мы даже внесли 1/2 стоимости путевки, в качестве залога... Но тут обанкротилась Ланта-тур и поползли слухи о несостоятельности других ТО (в т.ч. Пегаса, который в нашем регионе монополист).. Тут я струсила, что останусь без отпуска, а муж испугался моих нервных переживаний (обанкротится- не обанкротится, полетим - не полетим и т.д.) и в итоге мы забрали залог и решили заняться самодеятельтуризмом - организовать свой отдых самостоятельно, чтобы не зависеть от ненадежных ТО и ТА...
Так и состоялась наша поездка в Москву-Питер-Валаам... Гостиницы забронированы, авиа, ж/д билеты и речной круиз оплачены, дедушка привлечен оканчивать с внуком 7-й класс и 19 мая мы улетели в Москву! А потом поездом в Питер, а потом круизным теплоходом на Валаам! Вот про него, нарушая всякую хронологию путешествия, я и хочу в первую очередь рассказать! Пока свежи эмоции и ярки воспоминания... Итак:
Остров Валаам поразил нас своей красотой и удивительным спокойствием, можно сказать умиротворением... Плыли мы туда на теплоходе "Валериан Куйбышев"

из Петербурга 12 часов, находится Валаамский архипелаг в северной части Ладожского озера, территориально принадлежит республике Карелия.

Пришвартовавшись в Никоновской бухте,

мы отправились на экскурсию по скитам Валаама, первым был Гефсиманский скит. По традиции паломничества, поклонения святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, православные люди хотели видеть на своей земле напоминание о Земле Святой. Устройство Гефсиманского скита, по замыслу игумена Маврикия, завершило создание на Валааме "русского Иерусалима".

Отец Маврикий завершил строительство Новоиерусалимского скита на Сионской горе. Слева за ним - 30-метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая часовня в русском стиле. Она освящена в 1912 г. во имя Вознесения Господня, свершившегося на горе Елеон. За ней, на 7-километровой дороге к обители находится поле "Иосафатова долина". Справа, как в Палестине, расположено Мертвое море (Лещевское озеро), соединяющееся рекой Иордан с озером Сисяярви. Далее, слева от дороги, место кирпичного завода села Скудельниче (скудель - обожженная глина). Монастырь с Преображенским собором образуют на возвышении гору Фавор - место Преображения.

Основа Валаамского архипелага - скальные породы, в т.ч. габродиабаз из которого построены дороги на острове, плодородный слой почвы очень тонкий, корни деревьев чудом цепляются за скалы...

А вот вывернутые ветрами деревья – видно, что корни растут на острове не вглубь, а вширь…

Наверное стоит рассказать каким ветром занесло меня на Валаам? Мечта побывать на острове появилась после прочтения книги И.С. Шмелева «Старый Валаам» :
"Валаам видать!.." -- слышу я. Слава Создателю... показался!
Перед нами высокий темно-зеленый острое. Пеной кипит округ него озеро-море. На гранитную стену бежит "Александр", вот ударит! Ближе -- остров дробится на остро­ва. Видно проливы, камни, леса. Древностью веет от темных лесов и камней. Из-за ска­листого мыса открылся Монастырский пролив, великолепный. Слева, совсем на отлете, каменный островок, на нем белая церковка, крест гранитный, позади -- темный бор. Это маяк и скит, страж Валаама и ограда -- Никольский скит. Чтимый Святитель бодрствует на водах, благословляет входящих в тихие воды монастырские, указывает путь "и сущим в мори далече".
Входим в пролив, двигаемся в отвесных скалах. На них, высоко, леса. Воздух смоли­стый, вязкий. И -- тишина. Чувствуются лесные недра. Покой. Богомольцы как бы пере­дают охватывающие их чувства. Поют -- "Свете тихий, святы-ые славы... Бессме-э-ртного Отца-а Небесного..." Сердце дрожит во мне. "В раю вот так-то... -- слышится чей-то возглас. -- Лучше и быть нельзя". Острый гудок катится по проливу. Отвечают ему леса и скалы. Влево, на отвесной скале, высоко, -- собор. На голубых куполах, без солнца, кресты сверкают -- червонным золотом. По высоченной скале лепятся клены, висят над фруктовым садом. -- "Сады у них... нигде таких нет садов!" На скале черная ниточка-- решетка. Точками смотрят на пароход монахи. На соборе благовестят к вечерне. Спускается по горе повозка. На деревянной пристани встречают богомольцы. Монахи-певчие выступили вперед и ждут.

Так встретил Валаам Ивана Сергеевича в 1895 году, а кажется ничего не изменилось и по сей день, так же стоят монастырские стены, скиты, где денно и нощно молятся монахи за нас всех, сады прекрасны в весеннем цветении (это при 20-30 см. плодородного слоя!!?!), На ферме угощают парным молочком и монастырским хлебом… Не получится у меня описать всю красоту острова словами, поэтому просто фотографии этого святого места:

Каждую тысячу кирпича, который производили здесь же на острове, клеймили – вот этот кирпичик в кладке произведен в 1908 году:

Вокруг самого Валаама очень много мелких островков

На территории острова озера, запруды – до недавнего времени тут жил бобер-отшельник, но этой зимой он пропал – то ли умер, то ли ушел еще в большее уединение…
Так же в уединении живут и монахи на острове, в труде и молитве. Надо сказать, что прогресс добрался и до этих уединенных мест, на острове появились автомобили, сотовая связь, когда навигационный период открыт толпы паломников из России и не только посещают остров,  думаю,  монахам этот ажиотаж мешает – но это мое мнение… Хотя за время нашего путешествия по острову мы не встретили ни одного монаха, только на богослужении в Центральной усадьбе Спасо-Преображенского монастыря. Это и понятно туристические маршруты ведут мимо скитов и келий, чтобы не мешать святым людям нести свой нелегкий крест: молиться за нас с вами, за Россию, за весь мир, трудиться на этой неплодородной земле, выращивать сады, ловить рыбу, ухаживать за скотиной на ферме.
А нас туристов-паломников принимают в свои заботливые объятия экскурсоводы-волонтеры, наш экскурсовод рассказал, что приехал на остров недавно, но уже облазил его вдоль и поперек, изучил историю этого места и от него мы услышали много интересных фактов из истории острова, а также из современной жизни, разузнали как можно добраться «своим ходом» до острова (на будущее) и где самостоятельные паломники могут жить за трудовое послушание или в гостинице, как туристы.

Эта тропинка привела нас на ферму:

Где мы увидели бычков, коровы паслись на пастбище – отдельно:

На ферме угощают молочком, монастырским хлебом и чаем на травах:

«Ассоль»:

Центральная усадьба Спасо-Преображенского монастыря:

Местная фауна:

Монастырский сад:

Быстро пролетел день на Валааме – пора в обратный путь, провожали нас кресты на скалах и часовни:

Чайки кричали вслед, а на борту теплохода играла инструментальная версия «О, дивный остров»…

Dana
Полезна: 3 голоса Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Ангара 20.08.2012 20:46
Dana,спасибо Вам большое на добром слове и за предложение помощи,я напишу Вам ЛС.

Ангара 18.08.2012 19:07
Dana,даже и не мечтала ребятишек в такую даль вывезти,но после Ваших слов задумалась,мужу рассказала про Ваше пожелание...кто знает,всё может быть.Хотелось бы!
Пока в области их возим,и это уже чудо.
Сегодня утром Сергей поехал с мальчишками в Свято-Пантелеимонов мужской монастырь в с.Безруково Новокузнецкого р-на Ссылка очень уж хорошо.
p.s.Да,мы волонтёры в интернате.

Гость 19.08.2012 21:53
Какие вы молодцы! Если нужна какая-то помощь - скажите, чем можем - поможем!

Ангара 16.08.2012 09:11
Dana,спасибо Вам большое за то,что поделились впечатлениями.
Очень люблю паломнические поездки,когда душа отдыхает.
О Валааме читаю,думаю и мечтаю давно,дай Бог,доберёмся и мы с мужем туда.

Гость 16.08.2012 15:54
Обязательно собирайтесь, может даже со своими подопечными, Вы ведь с мужем опекаете детей из детского дома? Читала Ваш отчет о походе с ребятишками и тоже теперь мечтаю в такой поход - мы только за город с палаткой один раз за лето выбрались!
Там такое умиротворение - не передать словами, мне даже захотелось там остаться и пожить - если бы не работа!!!

Гость 14.08.2012 09:39
Девочки, спасибо за теплые отзывы - мы ездили с мужем, хочу теперь еще и сына туда свозить, в паломническую поездку

Elena_42 12.08.2012 17:45
Захотелось тоже. Спасибо за рассказ

Lena_77 12.08.2012 17:25
Я могу тоже похвастаться, что была там в 2010 году. Это была паломническая поездка, 3 дня жили на территории монастыря. Остались очень светлые воспоминания. Раз побывав там, тянет снова и снова. Надеюсь, что еще раз побываю там теперь уже вместе с мужем)))

Яблоня 11.08.2012 18:29
я видела документальный фильм об этом острове (что интересно, на англоязычном канале), очень заинтересовалась, и ваш рассказ прочитала с удовольствием!

Гость 10.08.2012 11:25
у меня теперь тоже мечта - хотя бы на неделю попасть на Валаам, я там не могла надышаться!

Христина 10.08.2012 10:54
У меня родители как-то пожили там три недели
У них такие воспоминания, такие рассказы и фото - я мечтаю там побывать
Интересно, что они, поживя там, увидели жизнь изнутри, прочувствовали ее

Валаам

О, дивный остров Валаам... или как я провела это лето, точнее его начало...