Главная /  СТАТЬИ / Персона / Вячеслав Лозинг: "Самое главное для меня, как для педагога, воспитать порядочных, мобильных и креативных людей!"

Вячеслав Лозинг: "Самое главное для меня, как для педагога, воспитать порядочных, мобильных и креативных людей!"

Сегодня гость нашей рубрики "Персона" - Вячеслав Рудольфович Лозинг, педагог, автор собственной системы образования, директор гимназии №42.

Дети: сын Денис – 33 года, сын Вячеслав – 27 лет

Чай или кофе: Черный чай

Лето или зима: Лето

Рыба или мясо: Мясо

Место, где мечтаете побывать: Великобритания

Любимое произведение: В разное время у меня были разные любимые произведения. В детстве это была книга Н. Островского "Как закалялась сталь". С возрастом мои приоритеты менялись. Сейчас я читаю одно из последних произведений А. Солженицына "Красное колесо". Я вообще люблю его творчество и прочитал почти все его известные произведения.

Вячеслав Рудольфович, расскажите о Вашем трудовом пути. С чего началось Ваша педагогическая деятельность?

Все началось давно, еще с того времени, когда я закончил школу и поступил учиться в педагогическое училище на отделение "физ.воспитание" в Омской области. Почему педагогическое училище? Когда я учился в 8 классе, мы с родителями переехали жить на родину моей мамы, в Омскую область, село Баррикада. В обычной маленькой сельской школе я закончил 8, 9 и 10 классы. Большую роль в моей судьбе сыграл мой учитель физкультуры, который с 8 класса начал привлекать меня к организации тренировок для ребятишек младшего школьного возраста. Так он и сориентировал меня на педагогическую деятельность. В педагогическом училище я отучился два года, поработал всего месяц, и меня забрали в армию. А после армии я переехал в Кемерово. Серьезные изменения в моем понимании педагогики произошли в 1986 году, когда мы с супругой прочитали книжку выдающегося учителя математики и физики В.Ф. Шаталова "Куда и как исчезли тройки". В своей книжке он написал о том, как можно учить детей легко, с удовольствием, без троек и самое интересное, что быстрее, чем за 10 лет. Мои карьерные изменения произошли чуть позже, в 1989 году, когда учительскую федеральную газету возглавил новый главный редактор. Благодаря ему при газете для московских педагогов был создан клуб "Эврика", возглавлял его А.А. Адамский. Такие клубы стали возникать по всей стране, вскоре появились и у нас. С клуба началась моя административная деятельность. Мне предложили возглавить 94 школу, и я согласился. Меня первого в Кузбассе молодого человека, не будучи членом КПСС, назначили директором. Потом было директорство в педучилище №2, работа в управлении образования в качестве заместителя директора, и, наконец, работа в гимназии №42. Сначала научным руководителем, а потом директором.

Что самое сложное в Вашей профессии?

Хочу сказать, в учительской работе есть несколько сложностей. Первая заключается в том, что ты должен знать науку, которую преподаешь, вдоль и поперек. И поэтому неслучайно, что учителя работают со своим предметом всю жизнь, постоянно совершенствуя свои знания и повышая свою квалификацию. Вторая трудность – это уметь этот материал преподавать, то есть так организовать взаимодействие с учениками, чтобы они не только этот материал освоили, но и освоили мышление, стоящее за ним. И это тоже на всю жизнь. Третья сложность – это общение с людьми и с детьми в частности. Отношение к учебе у всех разное, способности разные. И устанавливать контакт с ними требует от педагогов больших коммуникативных способностей и их постоянного развития. Ведь практически с каждым ребенком надо работать индивидуально.

Какие цели Вы ставили перед собой, когда становились директором школы? Удалось ли Вам их достичь?

Безусловно, ставил. Ситуация заключается в том, что я стал директором гимназии, будучи при этом руководителем клуба "Эврика", который для того и создавался, чтобы внедрить новый тип образования и получить результат. И когда мы пришли коллективом "Эврики" в общеобразовательную школу, то у нас были четкие образовательные задачи. Правда, мы еще не до конца понимали, как это сделать, как создать эту новую образовательную практику, но очень этого хотели.

А в чем заключалась эта задача?

Мы должны были создать и реализовать практику, главной целью которой было бы воспитание порядочных, мобильных и креативных учеников, а не просто детей, знающих русский язык и математику. И нужно было так эту практику организовать так, чтобы она проводила к конкретным результатам.

Вячеслав Рудольфович, расскажите подробнее о Вашей собственной системе образования.

Первое – ребенку нельзя давать готовое знание, потому что тогда он никогда не будет креативным. Обратите внимания, что почти все новинки техники – это зарубежные разработки. Мне кажется, что причина как раз в том, что преимущественно вся российская система образования основана на том, что школьникам дается готовое знание, которое они хорошо усваивают и, например, сдают ЕГЭ на 80%. Потому что некреативный ребенок на 100 баллов никогда не сдаст, а на 80 может. Способов научить ребенка создавать знания не так уж много. Как один из вариантов, он должен быть погружен в исследовательскую работу. Но не только за пределами уроков, но и на уроке. Такой путь, когда ребенок повторяет пройденный ученым путь и совершает те же мыслительные процессы, В.В.Давыдов называл квазиисследованием. Ученик идет по проторенной дороге, но он не знает, что она проторенная и, таким образом, до нужных выводов и знаний доходит сам. Второй путь – это проектирование. Просто необходимо, чтобы у детей была возможность проектировать новые действия, новые продукты, новые ситуации. Ведь проектирование – это получение знаний об объектах, которые пока еще не существуют: сначала этот объект возникает как мысль, а потом уже человек думает, как ее реализовать. Но организовать на уроке исследовательскую и проектную деятельность очень трудно. На это есть и объективные, и субъективные причины.

Эта система работает? Насколько удалось ее воплотить в жизнь?

Работает, хотя, конечно, не все 100 процентов из того, что мы придумали. Поверьте, никто от этого пути никуда не денется, все рано или поздно по нему пойдут. Некоторые уже идут. Но отмечу, что на уроках жизнь ребенка не заканчивается. Есть еще пространства, в которые он погружен и важно, чтобы там его мобильность и креативность продолжали развиваться. В хорошей школе после уроков есть дополнительные занятия, причем не только по основным школьным предметам, с детьми проводится воспитательная работа, они готовят различные мероприятия. И если занятия организованы не в логике исследования и проектирования, то все это почти бесполезно. Говоря о мобильности, она может быть развита только в том случае, если дети решают четко понимаемые ими задачи от начала до конца и тут же переходят к решению другой задачи, быстро умеют перестраиваться. Порядочность тоже должна воспитываться как на уроках, так и во время внеурочной деятельности. Здесь важно создать демократический уклад жизни и соответствующую ему атмосферу.

Вы гордитесь своими выпускниками?

Безусловно! Но в моем понимании выпускник – это не тот, кто окончил школу, а тот, кто окончил школу и освоил то существенное, которое мы считали нужным в него вложить. В этом году у нас будет 18-ый выпуск, но, к сожалению, не все углубились, некоторые прошли по касательной.

Вам жалко уходить из школы?

Уходить жалко. Я вложил в это дело 24 года своей жизни, а если считать клуб "Эврика", то 27 лет.

Расскажете о причинах?

Все причины я опубликовал в своем письме, не я буду повторяться.

Какие планы на будущее? Чем планируете заниматься?

Мы с женой сейчас на распутье, но в любом случае мы будем продолжать работу в этой сфере. У нас есть два принципиально разных выхода из сложившейся ситуации, и мы еще не выбрали путь, по которому пойдем. Первый вариант – это уехать из Кемеровской области. У нас есть возможность трудоустроиться в других городах. А второе альтернативное решение проблемы – это уход из муниципальной системы образования в негосударственный сектор.

Вячеслав Рудольфович, давайте поговорим о Вашей семье. Сколько у Вас детей?

У меня два сына. Младшему скоро будет 28 лет. У нас с ним День рождения в один день, поэтому зовут его тоже Вячеславом. И старший Денису, ему 33 года.

Чем они занимаются?

Денис окончил исторический факультет КемГУ. Он у нас очень талантливый мальчик, поступил в университет в 15 лет, после закончил аспирантуру на кафедре философии, но диссертацию защищать отказался. Сейчас работает в управленческой сфере. Младший сын учился в Кемеровском институте культуры и искусств, после этого он прошел еще и высшие режиссерские курсы в Москве в классе у В. Меньшова. Сейчас он живет в Москве и связан со всем, что касается кино и рекламы.

Влияли ли Вы на выбор их профессии?

Я историк, Денис тоже стал историком, но это был полностью его выбор. А Слава он театральный человек, в маму, у меня супруга – человек искусства. И она, конечно, в этом плане оказала на него серьезное влияние.

Бытует мнение, что сыновья больше нуждаются во внимании отца. Вы принимали активное участие в их воспитании?

Мы создавали школы в том числе для того, что учить и своих сыновей. Они, помимо семейного воспитания, прошли всю ту образовательную практику, которая была создана для других детей. Они оба закончили гимназию №42. В связи с тем, что у меня всегда было много работы, чаще мы с ними встречались в школе, на массово-групповых мероприятиях, они прошли через все интенсивно-проблемные семинары, которые мы проводили. У нас всегда помимо уроков была организована мощная внеурочная работа и дополнительное образование. В школе было много возможностей, и они ими пользовались. Ну, и, конечно, мы главное было воспитать их порядочными, мобильными и креативными.

Чем посоветую руководствоваться родителям при выборе школы?

Я могу дать общий совет. По закону об образовании право выбора школы остается за родителями и учениками. Для того, чтобы выбрать школу, прежде всего нужно понимать, что в этой школе происходит, а второе, что родители хотят получить от образования. Я расскажу случай, который со мной произошел в 1991 году. Мы, коллеги-учителя, тогда впервые поехали заграницу для обмена опытом. Вместе со мной были москвичи и красноярцы. Когда мы приехали в Нидерланды, нам показывали разные школы, которые понимали, что они разные и родители понимали, что эти школы разные, и они дают разные результаты. Больше всего меня поразило то, что мы сели в такси, кое-как на английском объяснили водителю, куда ехать, и стали уже по-русски обсуждать системы образования в Нидерландах. Систему "френе", систему "Марии Монтессори" и другие. И тут совершенно неожиданно для нас в разговор включился таксист. Он понял, что мы педагоги из России, и мы обсуждаем их системы образования. И он на английском начинает рассказывать, чем эти системы отличаются. А потом сказал, что учит своих детей по программе "Марии Монтессори", потому что… И он четко объяснил, почему. Поэтому первое, о чем родители должны знать, это то, на какие образовательные результаты ориентирована каждая конкретная школа.

У Вас очень много областных и российских наград. Что они для Вас значат?

Я в этом смысле человек не тщеславный. Давным-давно, наверное, лет 20 назад мы придумали, что около каждого кабинета должна быть табличка учителя, который в этом кабинете работает: его фотография, фамилия, имя, отчество, образование, которое он получил и награды. У некоторых учителей достаточно большой перечень заслуг. С одной стороны, это общественно-государственное признание, а с другой – это "товар" лицом. Когда родители и дети видят информацию о педагоге, они понимают, что этот человек много чего умеет и знает. Вот так я к этому отношусь.

Есть ли у Вас мечта?

У меня профессиональная мечта. Как-то так получилось в моей жизни, что я посчитал, что моя миссия на этой Земле создание новой эффективной человеческой образовательной практики, и я хочу ее создать. Я двигаюсь в этом направлении. Но мечта на то и мечта, чтобы быть недосягаемой.

 

С Вячеславом беседовала Марина Жуликова
Июнь 2013 года

 

Есть идея, с кем еще провести интервью? Пишите в эту тему на форуме

 

Полезна: 6 голосов Не полезна: 1 голос

Другие статьи на эту тему

Альмасик 22.01.2015 16:09
Мой педагог в пед.училище по системе Шаталова. Остались о нем только лучшие воспоминания как о человеке и педагоге. Желаю ему здоровья, терпения и осуществления планов. Классный мужик!

star2105 31.10.2014 18:27
очень жаль((

ТетяМотя 13.08.2014 00:10
Хороший человек и педагог!!!! Знаю не по наслышке!!!! Жаль.что школу сейчас возглавляет не он!

niti1982 05.07.2013 20:09
Согласна с предыдущим высказыванием. Хороший и талантливый человек. Я помню его с детства, когда Вячеслав Рудольфович был директором в 94 школе, внутренний дизайн которой был самым красивым, после его ухода, школа совсем изменилась.
P.S не в лучшую сторону.

Ирен 10.08.2014 13:08
я видимо с вами училась в это же время и тоже только позитивные воспоминания о тех временах когда директором был Лозинг.жаль что не долго.

Elena_42 01.07.2013 21:02
Очень талантливый человек. Знаю его лично.
Жаль безумно, что уходит. Без него школа будет другой...

Вячеслав Лозинг: "Самое главное для меня, как для педагога, воспитать порядочных, мобильных и креативных людей!"