Пока в нашем городе, да и по всей стране, отголоски трагедии, нет ни сил, ни желания писать что-то личное. Поэтому сегодня нейтральное размышление «из запасников» – о заблуждениях, связанных с семейным образованием.
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Именно это слово слышит каждый, кто говорит, что хочет самостоятельно обучать своих детей. Открываем «Википедию»: «Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе».
Почему-то это кажется людям самым главным в школе. Не образование, а именно социализация! Если человек не ходит каждый день на полдня куда-то сидеть, то он несоциализированный дикарь, получается? Очень похоже на миф о «тупеющих в декрете» мамочках. На мой взгляд, если человек ведет активный образ жизни, живо интересуется чем-то, то отсутствие «привязки к месту» – это скорее плюс, чем минус. Он может позволить себе социализироваться в разных местах – в кружках по интересам, в спортзалах, в турпоходах и путешествиях. Это, прям, вообще самая благоприятная почва для социализации – решение конкретных проблем и задач, взаимодействие с большим количеством незнакомых людей, работа в команде, ориентация на местности и так далее.
Мой личный вывод: семейное образование максимально способствует социализации.
2. ДЕТИ = ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Еще один очень популярный аргумент в обсуждении семейного образования – родитель не может знать ВСЕ, а учитель специально учился своему предмету, и знает по нему очень много (прям ВСЕ-ВСЕ). Здесь хочется задать вопрос, а нужно ли ребенку это ВСЕ знать? Если его родитель этого не знает, может оно и не нужно? Понятно, что если ребенок хочет стать физиком-ядерщиком, то родитель-музыкант ему мало чем поможет, но это уже в старшем возрасте решается профессиональным обучением у мастеров своего дела. Любой родитель может такие занятия легко организовать.
Мой личный вывод: ребенок не должен быть энциклопедией разнообразных знаний, он должен найти свой профессиональный путь и реализоваться на нем, получая знания от мастеров своего дела.
3. РОДИТЕЛЬ = УЧИТЕЛЬ
Чем-то перекликается с предыдущим заблуждение, что именно родитель должен выполнять роль учителя в семейном образовании. Если у мамы или папы есть педагогический талант, и они хотят его реализовать, то так тому и быть. Но в большинстве семей, с которыми я знакома, родитель выполняет функцию менеджера, управляющего процессом. Он составляет план учебы и контролирует его реализацию, привлекая необходимые ресурсы. Если ребенок увлекся изучением китайского языка, родителям не надо самим его срочно осваивать, гораздо эффективнее будет найти носителя языка со знанием русского, который согласится общаться с ребенком по Скайпу, например. По школьным предметам то же самое. Есть очень большое количество видеолекций от лучших педагогов страны, которые, при необходимости, также пообщаются с вашим ребенком через интернет.
Мой личный вывод: родитель – это прежде всего менеджер образования своего ребенка.
4. ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Еще часто встречаются комментарии, что «детей запирают дома, и контролируют каждый шаг». Это так же является заблуждением, относящимся, скорее к школе. Именно там есть строго регламентированные занятия, там нельзя просто взять и уйти, только потому, что тебе скучно, заменить один предмет другим, или, наоборот, продлить время урока, если очень интересно. А дома можно. Да и вне дома дети имеют достаточно свободы. Они самостоятельно гуляют, ездят на кружки, в гости к друзьям и родственникам. В любой момент можно сорваться и поехать в интересное место (музей или кинотеатр, например, когда там самое безлюдное время). Или посмотреть ледоход – школа и не подумает организовать такую экскурсию. Или полночи наблюдать лунное затмение, а утром отоспаться…
Мой личный вывод: при семейном образовании ребенок имеет личной жизни не меньше, а в чем-то даже больше, чем при обучении в школе, становится более самостоятельным и ответственным, приобретая навыки тайм-менеджмента и самоконтроля.
5. ДЕТИ ЧЕГО-ТО ЛИШЕНЫ
Самое мое любимое. Что якобы дети лишены опыта школы! Но так уж устроена наша жизнь, что выбирая что-то одно, приходится отказываться от другого. Поэтому могу ответить: тогда другие дети лишены опыта свободы, так получается? Выбирая жизнь в деревне, мы лишаем детей опыта жизни в городе, и наоборот, городские дети лишены понятия и чувства «личного куска земли», на котором можно «безлимитно» гулять. Те, кто решает зимовать в теплых странах, лишают детей опыта зимы. Те, кто зимует в Сибири, вообще, получается, лишают детей райской жизни в теплой стране, так?
Мой личный вывод: нельзя усидеть на всех стульях сразу, нужно расставлять приоритеты.
Продолжение следует…
Фрейя Гебо