Начальная школа - время знаний, новых умений и навыков. Но иногда обнаруживаются проблемы, о которых лучше узнать вовремя. Например, дисграфия. Это нарушение письменной речи, которое может выявиться к концу первого класса, когда ребята начинают активно писать. Как выявить дисграфию, чем помочь школьнику - об этом нам сегодня расскажут опытные педагоги.
Марина Петровна Кравченко - учитель начальных классов, учитель-логопед МБОУ школы-интерната №22 (школа для учащихся с тяжелыми нарушениями речи) осветила основные моменты этого явления.
Марина Петровна, что такое дисграфия?
Если упростить - это расстройство, заключающееся в проблемах с письмом. Типичные симптомы - это написание на слух. Ребенок не задумывается над правилами орфографии, но пишет так, как он слышит. Кроме того, письмо ребенка часто очень размыто, не читаемо, в нем снова и снова повторяются характерные ошибки.
Как распознать дисграфию?
Это пропуск слова или части предложения, очень разный размер букв, нечеткий и нечитаемый почерк. Использование то только больших букв, то только маленьких без намерения подчеркнуть важность какого-то слова или выделить его. Даже могут быть жалобы на сильные боли и недомогание в процессе письма. Ребенок не выдумывает, письмо для него является огромным трудом и мучением, так что у него на самом деле появляется боль в руках. Типичные ошибки при различных видах дисграфий - смешение и замена графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б-п, д-т, г-к, ш-ж). Довольно часто при дисграфии выявляется и неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти.
Как можно помочь таким ребятам в домашних условиях?
Это решают совместно педагоги, психологи и логопеды и родители. Но и дома можно делать полезные упражнения. Играя, в том числе. Например, в игру «Поймай звук». Вы называете слова, а дети хлопают в ладоши тогда, когда слышат слово с нужным звуком. Есть еще игра «Камень и подушка». Ребенку надо выдать нарисованные карточки с изображением камня и подушки. Вы называете слова, а школьник поднимает карточку с изображением камня, если в слове слышится твердый звук или подушку, если мягкий.
А если есть трудность усвоения букв и неправильное изображение их на письме (и зеркально тоже), с этим что делать?
Это оптическая дисграфия. С ней тоже можно и нужно бороться. Чтобы устранить и предотвратить оптическую дисграфию, предлагаю всегда родителям вместе с детьми детьми рисовать и складывать буквы из счетных палочек или спичек. Лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать. Угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка. Заучивать короткие стихи о буквах.
Бывает, что дети пишут вопреки всем правилам грамматики. Что с этим делать?
Это аграмматическая дисграфия, она связана с недоразвитием грамматического строя речи. Что характерно: изменение падежных окончаний, неправильное употребление рода, числа, ошибки согласования имен существительных с прилагательными, пропуски и замены предлогов. Может встречаться неправильное согласование слов в словосочетании и предложении (красивый сумка, веселые день).
Для профилактики и коррекции предлагаю использовать следующие задания:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Татьяна Ивановна Ларина, учитель начальный классов кемеровской школы №36:
Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. Но это не всегда так. Кто в группе риска? Дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием мам и пап, психолога, логопеда, педагогов.
От себя могу добавить:
Все для мамы и малыша в одном месте!
Подробные условия