Специалисты ОOO "Реацентр Кузбасс" ответили на Ваши вопросы по теме "Логопедия".
Сбор вопросов проходил с 15 мая по 1 июня в теме "Вопросы логопеду, дефектологу и неврологу".
На Ваши вопросы ответили:
Заведующая детским отделением неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс", врач невролог-эпилептолог, рефлексотерапевт Оликова Наталья Юрьевна
Учитель-логопед детского отделения неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс" Зудилова Елена Ивановна
Ведущий учитель-дефектолог детского отделения неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс" Петрушечкина Наталья Олеговна
Здравствуйте, моему сыну 5 лет, он не произносит звук Р (говорит - Лыба, кЛаб и т.д.). Когда нужно заострить на этом внимание (возраст)? Есть ли какие то домашние упражнения для данного дефекта? Как быстро логопед с этим справится (сколько упражнений надо)?
Учитель-логопед детского отделения неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс" Зудилова Елена Ивановна:
Здравствуйте! Сонорные звуки – Р и Л в норме появляются последними, как раз к 5-ти годам. Если все в порядке с уздечкой языка, она не короткая или укороченная, то можно проводить занятия по постановке звука "Р" уже сейчас. Сколько понадобится времени для постановки и автоматизации этого звука, сложно сказать заранее. Обычно, этот срок составляет около 3 месяцев. Дома можно выполнять артикуляционные упражнения конкретно для звука "Р".
Здравствуйте! Возможно, мой вопрос не по адресу, если так, пожалуйста, подскажите, какой специалист этим занимается. Дочка 5.5 лет, с рождения диагноз ставили ППЦНС, до года назначали "Пантогам" и физиолечение, позже - ЗРР, не говорила, для обозначения предметов, людей использовала отдельные звуки или слоги, говорить слова начала к 1 году 8 месяцам, в 2 года уже говорила очень много и предложениями, достаточно понятно. В 2.5 года песни наизусть пела, стихи читала, сказки рассказывала. Сейчас говорит хорошо, звуки произносит все, рисует буквы, цифры, сама пытается на слух писать слова и читать, но меня беспокоит то, что цифры и буквы рисует в зеркальном отражении, не всегда, но все же бывает. Если обратить ее внимание на то, что буква или цифра нарисованы наоборот, не соглашается, либо соглашается неохотно, она у нас упертая, во всех вопросах, в принципе, свою неправоту признавать не хочет. Числа двузначные частенько называет справа налево, например не 18, а 81. Со словами - та же история: и нарисовать, и прочитать может справа налево. Что это - психическая незрелость в силу возраста или проблема куда более глубокая? Стоит ли обращать внимание ребенка на неправильность написания? Забыла также упомянуть: у нас был период с 4 до 4.5 лет, когда дочь в процессе говорения, делая паузу, задумавшись, отвлекшись, несколько раз произносила окончание последнего слова. Мы, родители, очень переживали, но все это благополучно прошло.
Учитель-логопед детского отделения неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс" Зудилова Елена Ивановна:
Здравствуйте! У ребенка есть в той или иной степени нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций; неточность представлений о форме, цвете, величине предмета; недоразвитие пространственного восприятия и представления (ориентировка в схеме собственного тела и ориентировка в окружающем пространстве). Для коррекции данной проблемы Вам следует обратится к нейропсихологу.
Добрый день. Ребенку 6 лет, плохо произносит звук Р, рычать получается, а при разговоре четкий Л произносит во всех словах.
Учитель-логопед детского отделения неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс" Зудилова Елена Ивановна:
Добрый день! Нужно прислушаться, действительно ли есть правильная вибрация кончика языка, или это "рычание" - горловое? Если вибрация все-таки есть, а в словах ребенок заменяет звук Р на звук Л, это, скорее всего, ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие (трудности звукового анализа и синтеза). Нужны занятия по развитию фонематического слуха, чтобы ребенок слышал этот звук во всех позициях, тогда и говорить будет правильно.
Здравствуйте! Сыну 12 лет. Проблемы с произношением вибрирующих звуков (а именно шипящих): Щ произносит, Ш-З невнятно. Многочисленные занятия с логопедами заканчивались: "Ну, звук вам поставили, теперь лишь тренировать и тренировать". Однако воз и ныне там... При этом, неправильный прикус (полное закрытие зубов нижней челюсти за верхней) Логопеды ссылаются на то, что прикус также имеет большое значение.
Вопросы:
1. Значение правильного прикуса в произношении.
2. Почему язык не вибрирует? (это неврология?)
Учитель-логопед детского отделения неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс" Зудилова Елена Ивановна:
Здравствуйте! Аномалии в строении зубов и челюстей, к которым относится и прогения, больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образоваться очень узкая (не более 2 мм.) щель. Наличие прогении, прогнатии, открытого переднего прикуса, отсутствие передних зубов лишают ребенка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам произнесения названных звуков. Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению соноров (вибрант Р и плавный Л) и тех же шипящих – звуков верхней артикуляции, поскольку для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика языка. Слишком высокое твердое небо ("готическое") также может обусловить дефекты произношения звука "Р", т.к. в этих условиях даже при достаточно длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено. Даже при наличии правильных изолированных звуков, в спонтанной речи они могут произноситься нечетко, редуцированно. Для автоматизации нужно больше времени.
Здравствуйте! Моему сыну в октябре будет 6 лет. Говорит хорошо, кроме звука Р мягкого. Т.е сам Р произносит отлично, например, "рыба", "робот" и т.д, но слова "ребёнок", "речка" произносит со звуком Л. В садике почему-то его не взяли в логопедическую группу, потому что есть дети с большим дефектом произношения. Нужен ли нам логопед?
Учитель-логопед детского отделения неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс" Зудилова Елена Ивановна:
Добрый день! Скорее всего, это ФФН: ребенок не слышит конкретную фонему. Возможно, твердый Р появился не так давно. Как правило, если есть твердый Р, то мягкий может появиться самостоятельно, без каких-либо усилий со стороны логопеда. Для ускорения процесса, можно провести несколько занятий по развитию фонематического слуха и уточнению артикуляции мягкого Р.
Добрый вечер! Моей дочке 2 года, словарный запас маленький, но все слова выговаривает хорошо, предложение из 2 слов "мама идем", "мама пить" и т.д. По совету невролога пропили курс "Магний В6" и "Эдас-306", на днях записаны на ЭХО ЭГ и УЗИ головного мозга, ходим в сад, дома читаем, рисуем, лепим. Что еще можно сделать,чтобы ребенок быстрее заговорил, просто я не понимаю, доченька не может или она ленится? Или я просто тороплю события... Еще смущает, что дочка с 9 месяцев произносила звуки животных, "мама", "папа", "баба", и только к 2 годам появилось еще немного слов, т.е. почти год никаких сдвигов в речи не было. Посоветуйте к кому можно обратиться?
Ведущий учитель-дефектолог детского отделения неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс" Петрушечкина Наталья Олеговна:
Здравствуйте! Развитие речи опирается на основные компоненты: органы речи, особенности психики ребенка. Для того, чтобы определить, ленится девочка или существует задержка речевого развития (ЗРР), следует обратится на очный прием к неврологу и дефектологу. После комплексного обследования данных специалистов, можно получить более детальные рекомендации по развитию речи ребенка.
Здравствуйте. Доче 1.9. Не говорит совсем (ни "мама", "папа", "баба"...). Только мычит. Начинается жуткая истерика когда ее не понимаешь или "заставляешь " говорить. Что это?
Ведущий учитель-дефектолог детского отделения неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс" Петрушечкина Наталья Олеговна:
Здравствуйте! Для того, чтобы определить проблему, следует показаться на очный прием к неврологу и дефектологу, это необходимо для диагностики ребенка и исключения у него задержки речевого развития (ЗРР). Не нужно заставлять ребенка говорить, он этого не умеет, а Ваша требовательность может ухудшить положение.
Ребенку 2,2. Говорит только "мама", "папа", остальное звуками, слогами или на своем "тарабарском". Только пару месяцев назад стала имитировать животных. Понимает все. В чем дело и что делать нам?
Ведущий учитель-дефектолог детского отделения неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс" Петрушечкина Наталья Олеговна:
Добрый день! Скорее всего речь идет о задержке речевого развития (ЗРР), однако причины задержки могут быть и более серьезными, поэтому обязательно обратитесь на консультацию к врачу-неврологу. Незначительную задержку речевого развития можно исправить под руководством профессионалов (дефектолога и логопеда). Создавайте ребенку обстановку легкой, непринужденной игры и радости, называйте предметы, изображенные на рисунках и просите ребенка показать их. Описывайте ребенку всё, что он делает, видит или слышит, используя доступные слова. Добавляйте несколько новых, простых слов к словарю Вашего ребенка каждый день и повторяйте их.
Доброго времени суток! Моему сыну 3 года, разговаривает плохо. Словарный запас ограничен. При этом, только недавно стал говорить простыми предложениями из 2 или 3 слов. Диагноз - ЗРР. Говорит плохо, возможно, проблема также в короткой уздечке. Рекомендовано подрезание в 4 года. Сын перенес 3 операции и, соответственно, 3 общих наркоза, один из них, самый длительный, был 8 часов. Первый вопрос: может ли ЗРР быть последствием данных наркозов? Вопрос второй: обязательно ли подрезать уздечку? Есть ли способ самостоятельно справиться с данной проблемой? Например, с помощью логопедических упражнений растянуть уздечку и поставить звуки? Не может ли уздечка зарости обратно?
Заведующая детским отделением неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс", врач невролог-эпилептолог, рефлексотерапевт Оликова Наталья Юрьевна:
Добрый день! Задержка речевого развития (ЗРР) имеет множество различных причин, и конкретную причину данного состояния зачастую трудно определить. Но длительные и частые наркозы с большой долей вероятности причастны к задержке развития речи у Вашего ребёнка. В этом случае необходимо комплексное обследование, обязательно проведение электроэнцефалографии (ЭЭГ) для определения уровня зрелости коры головного мозга и решения о последующей медикаментозной коррекции. Также необходим осмотр логопеда и дефектолога, чтобы определиться с уровнем развития речи и особенностями строения артикуляционного аппарата малыша. Только после осмотра можно определить, возможно ли "растянуть" подъязычную связку (так называемую уздечку языка) или без хирургической коррекции не обойтись. Чтобы "уздечка" вновь не приросла, необходимо как можно раньше после проведения оперативного лечения (2-3 дня) начинать занятия с логопедом, логопедический массаж.
Добрый день. Ребенку 8 лет. В год были судороги. Ставили эпилепсию под вопросом. Не подтвердилась, Слава Богу. Пили "Депакин". Постепенно отменили. Первые судороги начались в мае, последние в агусте этого же года. Судорог больше не было. Сейчас проблемы в школе. Заканчиваем 2-ой класс. Памяти нет совсем. Учится неважно. Может вы посоветуете какие-нибудь таблетки для работы головного мозга. Спасибо заранее за ответ.
Заведующая детским отделением неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс", врач невролог-эпилептолог, рефлексотерапевт Оликова Наталья Юрьевна:
Добрый день! К сожалению, без осмотра ребёнка сказать что-либо определённое сложно. В данном случае необходимы и запись ЭЭГ, чтобы исключить дисфункцию работы коры головного мозга, и осмотр нейропсихолога для того, чтобы определить, какие именно зоны головного мозга не воспринимают информацию на должном уровне. Только после этого можно назначить соответствующее лечение. Возможно, Вашему ребёнку показана микротоковая рефлексотерапия (МТРТ) - воздействие на определенные биологически активные точки сверхмалыми электрическими сигналами для восстановления нормальной работы головного мозга ребёнка.
Здравствуйте. В июле нам будет 3 года. Говорим только "мама", "папа", "баба", "няня". Остальное мычим. Начали ходить в садик. Перед садиком нам назначали пить "Энцефабол". Пропили курс. Нет результата. Стоит ли бить тревогу? Или ребёнок все таки заговорит?
Заведующая детским отделением неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс", врач невролог-эпилептолог, рефлексотерапевт Оликова Наталья Юрьевна:
Добрый день! Бить тревогу, несомненно, стоит, поскольку уровень развития малыша в норме должен быть близок к речи взрослого человека, и словарный запас ребёнка должен насчитывать уже более тысячи слов. Малышу с таким низким словарным запасом необходимо комплексное исследование, осмотр дефектолога и логопеда и впоследствии регулярные занятия с данными специалистами для стимуляции развития речи. Вы можете обратиться на бесплатную консультацию врача-невролога в "Реацентр Кузбасс", где при таких проблемах проводится комплексная диагностика состояния ребёнка с привлечение необходимых специалистов.
Здравствуйте, вопрос, наверное, больше к неврологу. Дочери сейчас 2.2 г. Говорит "мама", "папа" и еще несколько нечетких слов. С 1.5 лет ходим в сад. Уже в 1.9 пропили "Пантогам" - не было результата. Закончили курс 10 уколов "Церебролизин", вроде по 2 мл., и "Энцефабол" - тоже особого результата нет. Правда, в день, когда ставили последний укол, дочь стала повторять буквы по азбуке (радость была ограмная), но на этом все и закончилось. Предполагаю, может доза не наша была, или количество уколов маловато, в общем, не дотянули на уколах до результата. Вопрос: стоит паниковать и обращаться к другим неврологам за другим лечением? Или это лечение верное и просто время не пришло?
Заведующая детским отделением неврологии и рефлексотерапии ООО "Реацентр Кузбасс", врач невролог-эпилептолог, рефлексотерапевт Оликова Наталья Юрьевна:
Добрый день! Эффект от проведенного лечения может быть виден не сразу, так как для образования связей между нервными клетками должно пройти время. И для того, чтобы данные связи сформировались, всё это время нужно интенсивно заниматься с ребёнком, развивать его речь. Как правило, лечение задержки речевого развития (ЗРР) не ограничивается одним курсом, через 2-3 месяца после окончания курса рекомендую обратиться на очередной осмотр к детскому неврологу для решения вопроса о необходимости дальнейшего лечения.
Адрес: г. Кемерово, ул. Дзержинского, 14
Телефоны: 8 (3842) 33-01-03, 8 (3842) 33-01-13
Тема на форуме
Страница в каталоге компаний
Если у Вас есть темы, про которые Вы хотели бы узнать подробнее, ждем Ваших писем на почту s.mingoleeva@mail.ru
Все для мамы и малыша в одном месте!
Подробные условия