Для того, чтобы напомнить суть этого учебногодового "реалити шоу" - первый отчет.
И вот подошло время аттестации за год. Проводит ее школа. Мое настроение в начале этого процесса: "И зачем я в это ввязалась! Мы ж ничего не сдадим!". В середине: "Не все так плохо, по некоторым предметам даже четверки получаются!". И в конце: "Проблемы все-таки есть – каждый из детей не сдал по одному предмету!".
В общем, вместе с документами мы получили уведомление о том, что аттестацию мы не прошли, в следующий класс не переведены и должны будем в сентябре эти предметы досдать, в противном случае вернемся в школу.
Да, строго. Это при традиционном обучении в любом случае хоть троечку да поставят, если ходишь на все уроки. На семейном же такого нет, отсидеться за спинами одноклассников не получится, сдавать нужно все и по полной программе.
С одной стороны, да – чуда не произошло, интерес к учебе у детей развить не удалось. Вместо того, чтобы готовиться, они наслаждались теплыми деньками и гоняли на роликах с друзьями. Но чтобы быть объективными, оценивая высоту, нужно знать глубину ямы, из которой удалось выбраться. То, что накопилось за несколько лет, не получилось исправить за год. Проблемы, которые были в школе с русским, математикой и английским, никуда не делись. Но два из этих трех предметов дети каким-то чудом сдали. Не аттестованы они оказались каждый по одному предмету: дочь – по математике, сын – по английскому.
С оцениванием некоторых предметов я бы, честно говоря, поспорила. Например, по обществознанию, где большинство вопросов начинаются с "А как ты думаешь?", а после ответа учитель пишет ноль баллов. Как вообще можно оценивать точку зрения человека? Зачем? Чтобы вырастить послушную серую массу, которая боится высказать СВОЕ мнение? Я бы точно сегодняшние эти тесты не сдала, неправильно думаю.
С литературой тоже все не лучшим образом. Темы мрачные. А те, что без трагедий, далеко не на злобу дня. Сегодня детям сложно понять, например, смысл рассказа "Толстый и тонкий", с этим даже учителя соглашаются. Сейчас не встретишь такого подхалимства и угодничества, наоборот, молодежь хочет быть со своими кумирами на "ты".
И физкультура далека от спорта. Есть нормативы – сколько ребенок должен прыгнуть в длину или в высоту в таком-то классе, или мячик метнуть. А то, что у детей в одном и том же возрасте разный рост, разная длина рук и ног, разный вес, почему-то не учитывается. В спорте делят по весовым категориям. В школе по классам – и точка.
Дочке нравится смотреть фильмы про животных и посещать кружок юных натуралистов, где они стригут когти ежикам или изучают строение рыбок. Ей это интересно, а изучать виды корней – не интересно. Хотя и то, и другое относится к биологии. И получить плохую оценку по предмету, которым вроде бы увлечен – это большой удар по самооценке. Мне так кажется.
Про минусы семейного образования я уже писала здесь.
Могу добавить только, что лично для меня самый большой минус семейного образования – это эмоциональное выгорание. Возможно, оно усугубилось наличием младшего ребенка. Но и со старшими пришлось несладко. Казалось бы, ты ответственен за процесс обучения, но при этом от тебя ничего не зависит. Ты можешь найти кучу интересной и простой информации в схемах, разложить перед ребенком, но он не захочет даже смотреть, это не входит сейчас в зону его интересов. И ничего ты сделать не можешь. Как-то я уже вспоминала поговорку, что "Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить его пить". Это очень выматывает.
Однажды задала знакомому вопрос, какое качество он хотел бы воспитать в своей дочери. Ответил, что самостоятельность. Так вот, если ребенок проявляет САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и отказывается учиться, но есть закон РФ, по которому он обязан это делать – посредством родителей или школы – положительное ли это качество? В нашей реальности, увы, нет. Родитель по сути больше менеджер: найти видеоуроки, тетради, схемы и учебники, все это разместить в доступности ребенка. А если он не берет – это уже его ответственность. А если кто-то знает действенный (и легальный) способ заставить ребенка учиться и стать отличником – пишите в комментариях или на форуме.
Плюсы семейного обучения, которые я почувствовала за этот учебный год:
В общем, конечно, какого-то ощутимого прогресса не случилось. Дети как были троечниками, так и остались. Я не нашла способа "инсталлировать" знания напрямую в мозг детей без их желания. Даже то, что я писала на грифельной стене, мимо которой они каждый день ходят, на экзаменах было благополучно забыто. Но в целом эксперимент был полезным. Если получится, хотелось бы продолжить его и в следующем году.
Этот отчет последний, поэтому предлагаю продолжить общение, и задавать интересующие вопросы в теме на форуме, либо в соцсетях.
Спасибо всем, кто нас поддерживал!
Фрейя Гебо
P.S. А отличие морфологического анализа от морфемного сходу мне смогли объяснить только филологи. Большинство же прикрыло свою дыру в образовании фразами "Так это ж очевидно!". Очевидно кому? Эти слова не встречаются в повседневном общении и предназначены только для специалистов. А почему бы не писать для детей в заданиях просто: разберите слово по составу? Зачем эти дебри? Я так и не понимаю этого. Имхо.
Предлагаем Вам консультативные приемы высококвалифицированных специалистов:
акушера-гинеколога, невропатолога, гастроэнтеролога, кардиолога, ревматолога,
кардиоаритмолога, кардиолога-гомеопата, эндокринолога, оториналаринголога, маммолога, гинеколога-эндокринолога,
подросткового гинеколога (с 15 лет), дерматовенеролога, уролога, терапевта, уролога-андролога, генетика