Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Развитие / Российское образование на пути перемен?

Российское образование на пути перемен?

ISMART о том, как дети учатся дистанционно
 
Электронные дневники, интерактивные карты, электронные учебники, видеоуроки и несамостоятельные дети — как меняется российская школа и чего ждать дальше, читайте в статье от специалистов платформы iSmart

Школа — институт консервативный, но все же прогрессирующий. Не все изменения приходятся родителям детей и самим учителям по вкусу, и от десятилетия к десятилетию "страшилки" меняются.  Если с ЕГЭ все уже смирились, то идея дистанционного образования все еще пугает, а между тем "гибридное", т. е. смешанное образование, самый популярный мировой формат. Давайте посмотрим, что изменилось в школе за последние 20 лет и попробуем предсказать, что нас ждет.

От нулевых до двадцатых

За двадцать лет школа проделала большой путь, и мы отметим главные изменения, значительно повлиявших на учеников и их родителей.

Школьная форма

В девяностых в большинстве школ главенствовал принцип "ходят в чем хотят", но уже в нулевых ситуация начала меняться и школьная форма, подзабытая с советских времен, снова вернулась в школы. Мнения родителей по поводу школьной формы расходятся. Часть считает, что "уравниловка" мешает детям самовыражаться и влетает в копеечку, другая, что форма дисциплинирует и утилитарно удобна, поскольку снимает проблему выбора и помогает детям настроиться на учебный лад. Общественная дискуссия не утихает, но в одном форме отказать нельзя, она четко маркирует возраст ребенка. Какой бы взрослой ни выглядела девочка или каким рослым ни был мальчик, форма сразу дает понять окружающим — это ребенок.

Иностранные языки

В подавляющем большинстве школ России иностранный язык изучают со второго класса, хотя еще пятнадцать лет назад приступали к нему только с пятого-шестого. Считается, что детям языки даются легче, чем подросткам и начинать их учить лучше пораньше. Обучение иностранному языку с юного возраста давно опробованная практика с очевидными преимуществами.

Электронные дневники

Если мы с вами могли подделать пятерку в дневнике, или подтереть неприятное замечание о поведении, то нынешние школьники такой возможности лишены. Электронные классные журналы и дневники позволяют родителям в любой момент получить полную информацию об успеваемости ребенка, узнать, что ему задали на дом и какую тему он сейчас проходит. Ни в одну эпоху жизни человечества дети не находились под таким контролем взрослых. Хорошо это или плохо покажет время.

Оснащение компьютерами

На данный момент в 95% школ России есть компьютерные классы, и в ближайшие годы этот показатель достигнет 100%. Цифровизация образования не сбавляет оборотов, интерактивные карты, специальные обучающие программы, углубленное изучение информатики, обучающие приложения и онлайн-проекты... Школа пытается соответствовать духу времени.

Гаджеты

Сейчас довольно сложно найти младшеклассника без сотового телефона. Несмотря на то что в ряде школ действует запрет на личную технику, каждый второй школьник России владеет смартфоном. С одной стороны, как средство экстренной связи с родителями телефон неоценим, с другой стороны он же дает ребенку возможность отвлекаться во время урока, перетягивая его внимание к темам отнюдь не учебным.

Шпаргалки

Времена, когда листочки, исписанные убористым почерком, могли помочь школьнику на контрольной канули в Лету. Даже в младшей школе процент детей, пользующихся интернетом для поиска учебной информации, во время выполнения проверочной работы составляет 45%, в старшей школе 95%. Дети используют для списывания смартфоны, микронаушники и умные часы. К сожалению, принцип: "Пока напишет шпаргалку — хоть что-то запомнит" больше не работает. Педагоги пытаются бороться с этой практикой изымая телефоны и вводя запреты, но судя по анонимным опросам школьников — выходит плохо.

Мы детей учим, вы — воспитываете.

Школа больше не отвечает за духовное развитие ребенка. Школа "оказывает образовательные услуги". Если в Советском Союзе на плечах педагога лежала ответственность за моральное развитие ребенка, то сейчас эта часть предоставлена родителям. Если сформулировать коротко, то школа дает знания, а воспитанием ребенка теперь занимается родитель.

Вместе с родителями

Если раньше домашние задания были рассчитаны на самостоятельное выполнение ребенком, то сейчас часть заданий прямо рассчитана на выполнение в тандеме с родителями. Как правило, такая практика ведет, не к совместной продуктивной и эмоционально комфортной деятельности родителей и детей, а воспринимается взрослыми как дополнительная нагрузка. Одна сторона аргументирует: "Участие в школьной жизни ребенка необходимо", вторая отвечает: "Если бы я хотел учить ребенка сам, я бы не отдал его в школу".


От двадцатых до сороковых. Что нас ждет дальше?

Школа — живой и изменчивый организм, как любой социальный институт, она вынуждена подстраиваться под требования времени. 21 век кидает ей и экономический, и социокультурный вызов. Специалисты платформы iSMART предположили какие нововведения нас ждут.

Сокращение объема домашних заданий

По всему миру наблюдается тенденция к сокращению количества домашних заданий или упрощению их. Россия по этому показателю одна из самых консервативных стран, но и у нас постепенно педагоги приходят к выводу, что большая "домашка" не значит "хорошая". Конечная цель выполнения домашнего задания — закрепление учебных навыков и усвоение знаний и писать для этого по четыре листа примеров вовсе не обязательно.

Современные технологии предоставляют достаточно возможностей для быстрого достижения образовательной цели. Специальное приложение поможет составить гербарий «экологично», не срывая растения, а оформляя сделанные фото. Платформа с учебными тренажерами поможет выучить таблицу умножения или затвердить правила пунктуации за полчаса, а не несколько часов.

Уроки "самостоятельности".

У большинства работающих родителей нет возможности делать с детьми домашнюю работу, если с первоклассниками еще стараются возиться, то более взрослым детям чаще всего приходится справляться самостоятельно. Школа уже начинает учитывать не только детские потребности, но и родительские возможности и, видимо, будет делать это и дальше.

Развитие эмоционального интеллекта и упор на коммуникацию

Есть вещи, которые ребенку не может дать даже самый лучший учебный тренажер или нейросеть. Научить его работать в команде, общаться с коллективом, заводить друзей и развить лидерские качества может только школа. Поэтому в ближайшее двадцатилетие школе придется сделать упор именно на развитие эмпатии и коммуникативных навыков у детей, поскольку образовательный процесс новые технологии сильно облегчат.

Гибридное образование

Уроки за партой, домашняя работа за компьютером. Гибридное образование, то есть смесь дистанционного с очным — мировой образовательный тренд. Личный контакт с педагогом и работа в коллективе, в таком формате сочетается с индивидуальной работой по современным методикам.

Школы начнут массово сотрудничать с образовательными сервисами

Пандемия 2019 года заставила даже очень консервативные умы по-новому взглянуть на дистанционное образование. К примеру, несколько школ с "английским уклоном" заключили договора с обучающими онлайн-платформами для изучения иностранных языков на время карантина, поскольку не располагали техническими возможностями для нормальной работы. Результаты ВПР оказались настолько впечатляющими, что сотрудничество продолжилось и после возвращения к традиционному формату работы.

Похожие кейсы есть и у платформы Ismart. На протяжении карантина мы сотрудничали с несколькими школами, предоставляя учителям младших классов возможность следить за ходом выполнения домашних заданий по основным школьным предметам, отмечать прогресс учеников и своевременно заполнять пробелы в знаниях, не привлекая к образовательному процессу родителей. Все задания на платформе озвучены, поэтому даже первоклассники справлялись с ними самостоятельно, а полное соответствие учебной программы iSmart нормам ФГОС позволило педагогам не перестраивать школьную программу и работать в комфортном для детей темпе. После завершения карантина сотрудничество продолжилось и сейчас iSmart на постоянной основе работает с несколькими школами.

Резюме:

  • За последние двадцать лет школьное образование значительно изменилось.
  • Новые технологии могут отвлекать детей от учебы, но приносят значительную пользу.
  • Родители школьников предпочитают делегировать образовательный процесс школе и выступать "наблюдателями", а не "участниками".
  • Школа должна сделать упор на те области знания, которые невозможно получить иначе.
  • Современные технологии облегчают жизнь и детям и родителям, и педагогам
  • В будущем школы начнут массово сотрудничать с образовательными онлайн-сервисами, поскольку это позволит сократить объем домашних заданий, освободить родителей от учебной рутины и достигать образовательных целей в максимально короткие сроки.
Полезна: 1 голос Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Российское образование на пути перемен?

 

Голосуем!
Сколько времени в день вы находитесь онлайн?
18% До 1 часа
33% 1-3 часа
24% 3-6 часов
24% Больше 6 часов
Мама и малыш

Все для мамы и малыша в одном месте!

Подробные условия