Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Развитие / Гармоничное развитие

Гармоничное развитие

1. «Не хочу рисовать карточки — ни черным, ни красным, не хочу! И кубики со слогами не буду покупать — они дорогие и много места занимают. Да научится она читать и так!» Примерно так я рассуждала, когда наша дочка была совсем маленькая. Мы с мужем прочитали много замечательных книжек про раннее развитие детей, в том числе и книгу Глена Домана «Дошкольное обучение», и книгу Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя». В них‑то как раз и предлагается уже в 2--3 месяца начинать показывать малышу специальные карточки с буквами, цифрами, слогами и словами. Мы пришли в полный восторг от прочитанного, от энтузиазма этих замечательных родителей, но поняли, что следовать таким методикам просто не в состоянии. И не потому, что ленивы и инертны. У нас было и остается стойкое ощущение, что главное — это не методики, а само общение с ребенком. С нашей дочкой Дашей хотелось общаться с первой же минуты ее жизни! И не «вкладывать» в нее знания, а познавать мир вместе — удивляться всему новому и интересному, радоваться уже знакомому. Когда знания приходят как бы сами собой, из жизни — это ведь и есть развитие! И оно обязательно должно быть ранним — каждый день с самого раннего утра.

2. Небольшая разница в возрасте

Иногда я смотрела на себя со стороны и понимала, что выгляжу довольно странно — идет мама с коляской (или рюкзачком‑кенгурушкой) и почти непрерывно говорит вслух: «Смотри, доченька! Машинка едет. Машинка больша‑а-ая, кра‑а-асная. А за ней совсем ма‑а-аленькая… А вот голубь. А рядом — воробушек. Прыг‑прыг!» Я старалась говорить с дочкой по существу, обращая внимание на все движущееся, улыбающееся, яркое и заметное. Или, наоборот, маленькое и неприметное. Даше тогда было месяца три‑четыре. На улице она обычно спала, но все чаще и чаще бодрствовала, с интересом разглядывая все вокруг.

Ну а дома подключались все члены семьи — каждый старался, как мог. Папа делал с ней зарядку и объяснял каждое упражнение, бабушка играла и напевала песенки, дедушка рассказывал сказки. Мы все время носили Дашу с собой по квартире и всегда считали ее участником всех совместных мероприятий. Никакого особого усилия для этого не надо было делать — просто у нас появился еще один член семьи, ласковый, наблюдательный, с которым было приятно поделиться всем происходящим в доме. Ну а небольшая разница в возрасте никому не мешала.

3. «Ой, посмотри, что это?»

Эта фраза — наша спасительница! Если Даша ударится или расстроится из‑за чего‑то, вдруг попытается закапризничать, мы сразу показываем ей любую вещичку — катушку, открытку, красивую коробочку. Она тут же отвлекается и изучает «это» нечто потрясающее и интересное. Главное, сказать «Ой, посмотри, что это!» надо с безумной заинтересованностью в голосе. Или шепотом. Или еще как‑нибудь. После трех‑четырех месяцев Даша никогда не плакала дольше 30 секунд. Ведь зачем тратить время на слезы, когда вокруг столько интересного!

Может быть, другие родители скажут: «Да, вам‑то хорошо! У вас вон какой спокойный, послушный и умный ребеночек! А у меня — уже сейчас ничего не хочет слушать, все только требует, капризничает и из рук вырывается! А еще ведь и стирать‑гладить‑готовить надо!..» Ну а что если попробовать немножко расслабиться и самим подурачиться? Хотя бы 15 минут в день. А после этого стирать и гладить.

4. Раннее? Скорее, нормальное

Сейчас Даше полтора года. Пока мы обошлись без обучающих карточек, а кубики склеили сами (из молочных пакетов) — с буквами, точками и геометрическими фигурами. Наша девочка уже знает 12 букв (и называет их); некоторые геометрические фигуры — трапецию, треугольник, круг; может показать 1, 2, 3 и 4 точки. Говорить она, правда, пока не умеет, но умело использует язык мимики и жестов, звуки разных животных и слова «мама» и «папа», еще несколько словечек типа «на», «бах», «кап‑кап». Но при этом может объяснить все, что угодно! Книжки требует читать непрерывно, показывает на картинках совершенно точно любые объекты, может сравнить их, различает цвета. Не знаю, можно ли это назвать ранним развитием, скорее — просто нормальное, поскольку никто никого не заставляет, никто не лишает ребенка детства, мы просто сами в него слегка впадаем. Поэтому даже копание в песочнице для нас родителей не менее важное занятие, чем какое‑либо обучение!

Зато теперь я с уверенностью могу сказать, что именно должно развиваться в первую очередь, независимо от методики, по которой родители собираются обучать свое дитя. И даже если вы не хотите перегружать своего малыша лишними знаниями, то хотя бы интерес к ним нужно поддерживать. Ведь в самом начале он самый сильный.

5. Внимательность

Обращайте внимание на все, что происходит вокруг. На муравья, ползущего по дорожке, на высокое дерево, на других малышей, на симпатичную собачку, на узорное облако. Рассказывайте о свойствах самых обычных предметов. Ножницы — острые! Цветочек — красивый. Это мамина тетрадка. Это папина рубашка. А это (радостным голосом) Дашина погремушка!

Научить внимательности не трудно, надо просто все сравнивать. Большой‑маленький, высокий‑низкий, мягкий‑твердый; папина подушка и Дашина; синий цветочек и красный; бегемот говорит басом (у‑у-у), а мышка тоненьким голоском (пи‑и-и). И так далее. Наглядный материал окружает нас со всех сторон! И никакие карточки рисовать не надо. Мы вот так показывали, объясняли, и скоро выяснилось, что Даша знает абсолютно все — предметы, животных, расположение вещей, различает мелкие детали, запоминает имена и названия с первого раза. Мы сами каждый раз удивляемся.

6. Интерес к жизни

Реагируйте на все положительно. Не бойтесь перестараться, ведь даже старая тряпка пригодится для вытирания, и значит, она нужна. Подавайте пример — трогайте, лейте, сыпьте вместе с малышом все, что можно, и постарайтесь получить от этого удовольствие! Тогда на собственные безобразия у ребенка сил просто не останется. Именно поэтому, может быть, в скором времени все дети вокруг станут спокойными и правильными — в знак протеста против вечно безобразничающих родителей. Но все‑таки безобразничать надо вместе, а то неинтересно.

7. Восприимчивость

Говорите с ребенком спокойно и радостно — смотрите ему в глаза, улыбайтесь, даже если очень устали. Тогда малыш, чувствуя любовь и заботу, не будет защищаться и протестовать отчаянным криком. Ведь многие дети просто не слышат спокойный голос взрослых. А значит, они не услышат ни тихого журчания ручейка, ни шелеста ветра, ни голоса учителя. Какое уж тут обучение…

8. Память

Укладывая малыша спать, успокаивая его перед сном, расскажите, что вы сегодня в течение дня делали вместе, подчеркивая участие самого ребенка. Вот наши почти ежедневные воспоминания: «Даша сегодня ездила на автобусе… Она приехала в гости к дедушке Вите… Там мы кушали кашку, спали и играли… У дедушки Вити много игрушек и книжек…» Ну и так далее — медленно, с выражением. А еще можно рассказывать сказки и вспоминать сюжеты картинок из книжек. Тексты детских изданий мы пока читаем достаточно мало, а вот картинки изучаем до мельчайших подробностей.

9. Мелкие движения

Я не знаю, как именно мелкие пальчиковые движения влияют на развитие ребенка, но что они этому очень способствуют — точно! И начинать лепить, рисовать, собирать конструктор надо не с трех лет, а гораздо раньше. При этом, по‑моему, ребенок сам найдет что‑то необходимое для своего развития. Родителям, главное, поддержать его в этом. Рвать бумагу двумя пальчиками на тонкие длинные полоски — ура! — дайте побольше листов бумаги и следите, чтобы она не сразу попадала в рот (кстати, может это тоже влияет на развитие?). Выдергивать ниточки из волос куклы — замечательно! — сделайте помпон из толстых ниток и посидите рядом, наслаждаясь сосредоточенным выражением лица вашего исследователя. Перебирать крупу, собирать мусоринки на полу, ловить капли воды — это любят все дети. Наша Даша все время пыталась сковырнуть буковки из газетной страницы и положить их в рот. Очень огорчалась, что не получается. Мы ее хвалили за старательность и сочувствовали, что никак не удается попробовать буковки на вкус. А заодно уточняли, что это буква А, а это О…

10. Самооценка

Уже установлено многочисленными исследователями, что у маленьких детей пустяков не бывает! Все, чем они занимаются на ранних этапах жизни, необходимо для их развития. Они изучают мир, трудятся, не покладая рук. А ведь очень часто их за это ругают! Какой же вывод, пока подсознательно, может сделать ребенок? «Все, что я делаю, никому не нужно». Тогда, наверное, и пропадает желание что‑либо делать и исследовать. И изучать. И развиваться. Конечно, есть вещи, за которые надо и поругать, но их очень мало! Я однажды отругала Дашу за то, что она устроила туалет прямо на кровати, а она так зарыдала — просто от моего резкого тона. Пришлось ее утешать, что ничего страшного не произошло. Ей было тогда месяцев семь, и она знала, что сделала плохо, еще до моего возмущения. Откуда? Честно говоря, не знаю. Может быть, потому что за все остальное мы ее хвалим?

11. Сосредоточенность

Это качество отлично развивается, когда малыш добирается до какого‑нибудь «запретного плода». Ощущение, знакомое любому родителю: вдруг стало тихо. Невозможно угадать, что именно сейчас делает ребенок, но то, что он сосредоточен как никогда, очевидно. Лично я всегда очень радовалась такой паузе. Если этот процесс был не опасен для здоровья, то я тихонько продолжала заниматься своими делами. А Даша с гордостью показывала мне тщательно разобранный шкафчик с носками, или размотанный клубок ниток, или распотрошенную старую книжку… Главное не останавливать малыша сразу, дать возможность поизучать «окружающий мир».

12. Уважение

Старших надо уважать. А младших? Хм, да это же дети! Но ребенок тоже человек! Маленький, но вполне разумный. Во многом последовательнее нас, взрослых. И желания у него, маленького человека, чаще всего достаточно обоснованные, просто мы их не всегда понимаем. Ведь малыш не может объяснить, что он хочет достать из буфета все чашки и ложки, чтобы изучить соотношение их объемов, насыпая туда крупу или наливая воду. А ведь это серьезная задача, в решении которой взрослые часто видят только баловство. Это работа, которую надо уважать, даже если потом придется мыть пол или выметать мусор.

13. Чувство юмора

Любому родителю чувство юмора очень помогает в повседневной жизни. Только благодаря веселому настроению жизнь из обыденных, изматывающих будней превращается в сплошное развлечение. Ведь практически на каждую ситуацию можно посмотреть с юмором. Например, когда Даша вместо того, чтобы пить кефир из бутылочки, стала ритмично его выплескивать на пол, стараясь создать некий узор, то мне пришлось хватать видеокамеру и снимать этот творческий процесс. Хотя первая реакция была: «Что ты делаешь?! Не лей на пол!» А потом мы смотрели эту видеозапись в полном восторге: уж больно живописно выглядело все происходящее. Постепенно Даша сама стала осознавать комичность той или иной ситуации, иногда достаточно только хмыкнуть, а она уже сама себе укоризненно говорит: «Ай‑я-яй!» И мы все вместе смеемся.

14. Чтение

Родители должны любить читать книги до такой степени, чтобы это ощущение передалось и ребенку. И тогда проблема обучения чтению малыша отпадет сама собой. В доступном для ребенка месте положите маленькие картонные или любые другие книжки, пусть он смотрит, листает, мнет и пробует «на зубок». Главное, чтобы первое знакомство с интересной книгой состоялось не при подготовке к школе, а лет на 6--7 раньше. Читайте вслух, показывайте картинки. Когда малыш подрастет, объясняйте, что книжки — хорошие, их нельзя рвать, а надо беречь. Постепенно это зафиксируется в сознании подрастающего малыша, и тогда, берегитесь, читать придется круглосуточно!

15. Физическое развитие

Ребенку необходимо предоставить возможность неограниченного движения. 
Никаких манежей! Никакого сидения в кроватке или даже на родительском диване! Оставлять малыша в кроватке можно лишь ненадолго и в случае крайней необходимости, буквально на три‑пять минут. Если у вас в детской кроватке оборудование для занятий с малышом, например, привязаны перекладины (по советам М. Федотова) или лесенки (например, лестница «Встанька» у В.С. Скрипалева), то пребывание в кровати в течение некоторого времени оправданы. Но все‑таки, большая часть времени ребенку лучше проводить на полу. Пока это совсем крошечный малыш, стелите «пенку» (туристический коврик, а на него пеленку. Как только малыш начнет ползать, уже никакие пенки или одеяльца не помогут. Пусть ползает по всей комнате, а потом – по всему дому. Просто все опасные предметы должны быть огорожены или убраны подальше.

 

Источник: http://vk.com

 

Полезна: 0 голосов Не полезна: 2 голоса

Другие статьи на эту тему

Гармоничное развитие

О чем должен знать каждый родитель

Голосуем!
Из какого вы города?
82% Кемерово
0% Новокузнецк
0% Ленинск-Кузнецкий
1% Прокопьевск
1% Анжеро-Судженск
6% Другой в Кемеровской области
10% Другой, в другом регионе
Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Специалистами отделения организована комплексная реабилитационная и профилактическая деятельность, направленная на разрешение проблем женщин

Подробные условия