Если поставить задачу научить детей питаться только правильно, то можно бросить всё, так и не начав. Потому что сил уйдет столько, что вы и представить себе не можете! И ощущение такое, что ты стоишь перед огромной горой, на которую тебе надо забраться, чтобы с вершины ее прокричать на весь мир о том, что овощи тоже полезны.
Сообщество доказательных нутрициологов предлагает разнообразить питание, а не урезать "вредные" продукты.
Лейсан Аглямова, доказательный нутрициолог, член Общественного Объединения "Нутрициологи России", подготовила статью о том, как заинтересовать ребенка здоровой едой.
И да, эта информация применима больше к детям младшего возраста, к дошкольникам и младшим школьникам. Подросткам нужен чуть-чуть другой подход.
Итак, главный принцип, о котором вы должны помнить, что нельзя заставлять, уговаривать, шантажировать, нужно мотивировать пробовать здоровую еду. Сделать прием здоровой пищи приятными интересным: "веселая" посуда, интересная подача. И никаких условий из разряда "сначала поешь, а потом будет тебе конфетка!". Не нужно выделять особенно нездоровую еду и ставить ниже здоровую, чтобы ребенок не воспринимал десерт как награду, а основную еду как что-то неприятное.
Нужно подумать, почему вообще ребенка тянет на нездоровую еду. Может, его рацион несбалансирован. Обратите внимание на то, хватает ли в его питании разных групп продуктов - зерновых, белковых, клетчатки. Если недостаточно зерновых (медленных углеводов) в течение дня, то скорее всего организм ребенка пытается добрать норму источниками быстрой энергии. При достаточном количестве клетчатки в рационе у ребенка тяга к сладкому также снижается. Нужно проанализировать, достаточно ли приемов пищи, завтракает ли ребенок.
Обязательно нужно, чтобы родители ели с детьми, устраивали семейные обеды, в которых была бы еда, которую все члены семьи могут сами накладывать из общей миски себе в тарелки. И чтобы дети видели, как родители едят эту здоровую еду: важно видеть пример перед глазами. Помимо того, что при совместном приеме пищи дети будет видеть родителей, которые едят правильно, также укрепятся и их отношения при построении здорового рациона.
Нужно проводить занятия со здоровой едой, игры на взаимодействие с едой, сенсорные игры, использовать какие-то раскраски, загадки про еду, тесты в интернете, стоит почитать книги про овощи и фрукты, посмотреть фильмы про здоровое питание. Обязательно ходите вместе за продуктами и рассказывайте ребенку, по какому принципу родители выбирают продукты в магазине. Если ребенок уже умеет читать, то можно притвориться, что вы не видите, что написано на этикетке, и попросить его прочитать состав. Вместе обсудите информацию на этикетке. Спросите у ребенка, стоит ли покупать йогурт, если на нем написано, что там есть ароматизатор, идентичный натуральному, или нужно выбрать что-то другое?
Нужно вместе планировать меню на неделю, вместе готовить здоровую еду, учить ребенка полезным навыкам в соответствии с его возрастом. Если ребенок любит фастфуд типа пиццы, можно сделать домашнюю пиццу. Можно устроить тематический ужин раз в неделю. Если ребенок сластена, любит печенье и сухарики, не стоит иметь запасов этих сладостей в больших количествах, а стоит покупать их поштучно по желанию ребенка. При этом в доступе всегда должна быть здоровая альтернатива.
Нужно сделать так, чтобы ребенку было легче добраться до здоровых закусок, а не до конфеток. Мытые фрукты и овощи должны быть под рукой, а также хлебцы, орешки и сухофрукты. Нижнюю полку в холодильнике можно отвести под здоровые закуски для ребенка: йогурты, палочки сыра, ягоды. И полочку в шкафу для полезных сухих закусок.
Подумайте, когда обычно ребенок бывает голодный: именно в это время старайтесь предлагать ему здоровые продукты. Когда он точно голоден, он точно что-то распробует и съест. И даже если ребенок не хочет есть то, что предлагают родители, все равно не сдавайтесь и все равно ежедневно предлагайте включить в его рацион эти продукты. Не давите, не заставляйте, но пусть они всегда будут в доступе.
И хоть мы сейчас говорим про здоровую и вредную еду, перед ребёнком мы ее так называть не должны: чтобы у ребенка не было чувства вины, если он съест неполезную еду. Чтобы у него не было мыслей, что он плохой, если ест “плохое”: маленькие дети всё воспринимают буквально и могут проецировать “нехорошесть” на себя. Также, когда мы будем сильно выделять здоровую и нездоровую еду, нездоровая вкусняшка станет для ребенка особенным запретным плодом, к которому его будет тянуть. Одинаково нужно относиться ко всем продуктам, просто во всем нужно соблюдать меру.
Рассказывайте ребенку ежедневно о пользе от выбора более здоровых продуктов. Не нужно рассказывать о какой-то долгосрочной перспективе, это не работает на детей. Но спрашивайте их, как они себя чувствуют в данный момент в зависимости от того, что они ели. Спросите ребенка, что он чувствует после приема пищи. Например, если ребенок плотно, хорошо и сбалансированно позавтракал, родители могут спросить у него, как он себя почувствовал после этого приема пищи. Понял ли он, что до обеда у него не было чувства голода? А если он не позавтракал или позавтракал нездоровой пищей, насколько быстро он проголодался? Если ребенок занимается спортом, то была ли у него энергия после здорового перекуса перед тренировкой?
Не заставляйте, объясняйте, показывайте своим примером - вот, пожалуй, как кратко можно резюмировать эту статью. Превратите всё в игру, подскажите, направьте вашего ребенка, и тогда всё обязательно получится!