На мое утверждение «Уставший ребенок уснет сам» всегда находятся возражения: «А как же режим дня?» Отвечаю, что это не исключает соблюдение режима дня, а подтверждает. Организм ребенка привыкает засыпать в одно и то же время. Нужно только создать для этого условия.
У меня был кот. Этот кот засыпал в одно и то же время, просыпался и требовал корм – в одно и то же время. Кот соблюдал свой режим дня. Причем, вряд ли он имел то представление о времени, как его представляю я. Кот ориентировался не по часам, а по своим внутренним ощущениям. И кот понимал, что режим для его организма — благо.
По моим внутренним ощущениям мне комфортно просыпаться в 9-10 утра. Но постоянно, в течение всей жизни, нужно вставать то в 7, то в 6 утра. Потому что детский сад, школа, институт, а потом снова школа, колледж, детский сад – но уже в роли педагога. И даже сейчас, когда моя профессиональная деятельность уже не связана с этими учреждениями, все равно тот же ранний подъем. Потому что нужно успеть вовремя привести в детский сад ребенка. И я, соскребаю себя с кровати и иду варить кофе, вспоминая известное изречение Фаины Раевской: «О, самое трудное я делаю до завтрака… Встаю с постели!»
Парадокс в том, что если я вдруг выбиваюсь из этого режима и встаю существенно позже, то я не чувствую себя счастливей или бодрее. Наоборот, какая-то «вареная», «разбитая», и весь день меня не покидает ощущение, что я что-то упустила, что-то не успела. Все-таки режим рулит…
Есть режим дня естественный, навеянный потребностью организма. И есть режим дня организационный — подстройка под социум. В детском саду неукоснительное соблюдение режима дня – потребность не столько организма, сколько системы. Без соблюдения режима невозможно управиться одному воспитателю с таким количеством детей. Это когда один ребенок, завтрак может случиться то в 8, то 9, то в 11 утра и скользящий до вечера «дневной сон». А когда 25 детей, то завтрак в 8:30 и никак не позже, а в час дня все должны быть по кроваткам. И ведь капризов при таком подходе у детей гораздо меньше, чем дома с мамой. «Она не ложится дома днем спать, вы ее спать не заставляйте! Пусть в группе тихонечко поиграет» — некоторые мамы так себе представляют индивидуальный подход к ребенку. «Нет. Если я ей разрешу посидеть в группе, то у меня все остальные дети тоже захотят посидеть и поиграть в группе. А в группе в это время нянечка будет мыть пол с «Део-хлором», устраивать сквозное проветривание и включать бактерицидные лампы.» И ведь удивительное дело: ребенок, который не спит днем дома, спокойно засыпает в садике. Режим определенно дисциплинирует, организует всех участников процесса. Задача взрослого помочь ребенку адаптироваться к режиму. Если до садика ребенок просыпался в 9 утра, то начинать будить его в 7 часов нужно не в первый день посещения детского сада, а за несколько недель, чтобы стресс адаптации к учреждению не совпал со стрессом адаптации к новому режиму. И переводить на новый режим желательно мягко, постепенно.
Я за режим дня. Но режим дня должен быть помощником, а не диктатором.
Я против любых правил режима дня, претендующих на абсолютность, не привязанных к конкретным условиям. Например, магическое число «шесть» в правиле «Не есть после шести вечера». Если в девять вечера вы собираетесь лечь спать, то конечно, не стоит есть после шести. Но если вам на завод в ночную смену, то поесть не только можно, но и нужно. Я смело ужинаю в 10 вечера, намереваясь до часу ночи поработать за компьютером – мозговая деятельность требует калорий. И сколько бы мне не советовали журналы, что «два часа сна до полуночи укрепляют и освежают лучше, чем 8 часов сна после полуночи» лично для меня ночь – время повышенной работоспособности мозга. Справочник по уходу за ребенком рекомендует укладывать двухлетнего ребенка в 20:30. А если именно в это время папа с работы приходит? Что же теперь, ребенку папу не видеть? В итоге в семье вырабатывается свой режим дня, который, возможно, сильно отличается от «справочного», но соответствует потребностям конкретной семьи.
Моя позиция: придерживаться режима, учитывая текущую ситуацию. Если когда-то приходится отступать от режима, я не воспринимаю это, как трагедию.
Но совсем без режима, пожалуй, я бы не смогла. Режим структурирует и успокаивает. При отсутствии режима чаще приходится сталкиваться с детскими капризами. По детям в детском саду хорошо заметны последствия нарушенного режима. Если ребенок приходит в детский сад не к завтраку, как обычно, а во время прогулки, то он сложнее расстается с родителями, демонстрирует слабый аппетит за обедом, дольше засыпает в тихий час. Только уснул – всех уже поднимают к полднику – и невыспавшийся малыш капризничает. Чем меньше ребенок по возрасту, тем нужнее для него режим. С возрастом адаптационные возможности будут увеличиваться.
Режим — благо не только для ребенка, но и для мамы. Если ребенок приучен к режиму, то мама примерно представляет, когда у нее будет возможность заняться своими делами. Режим дня ребенка – это своего рода тайм-менеджмент для мамы. Мама может спланировать свой день, зная наиболее подходящее время для поездок и встреч. Только не стоит ожидать, что фактическое поведение ребенка совпадет с расписанием минута в минуту. Ребенок ведь не «тамагочи», его не запрограммировать на сон по часам. Поэтому стоит учитывать при планировании получасовой «люфт», чтобы режим дня из помощника не превратился в дополнительный источник стресса для мамы. Пожалуйста, без фанатизма.
Как научиться жить по режиму? Составить расписание, повесить на видное место и почаще смотреть на часы. Недели через три вырабатывается привычка. Недели через четыре приходит удивление: «Как же я раньше жила без режима?» Режим дня – это не занудные правила, мешающие свободной жизни. Режим дня — это эффективное управление временем.
Автор: Анна Быкова
Источник:
Занятия в клубе проводят психологи, педагоги, юристы, специалисты по социальной работе, в форме тематических лекций, бесед, "круглых столов"...
Подробные условия