Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Психология / Детская привязанность – основа гармоничной личности

Детская привязанность – основа гармоничной личности

Согласно теории привязанности, для того чтобы ребенок гармонично развивался и эмоционально, и социально, и интеллектуально и даже физически, важно, чтобы у него в возрасте до 1 года сформировались очень тесные взаимоотношения хотя бы с одним человеком, который бы о нем заботился (мама, опекун, воспитатель).

Теория привязанности была сформулирована психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби. При помощи этой теории он объяснил, как ранние отношения матери и ребенка влияют на всю его последующую жизнь. Если мама адекватно настроена на взаимодействие с малышом и на удовлетворение его потребностей, если она дает необходимую заботу и эмоциональный отклик, то привязанность сформируется, если же чего-то не хватает, то говорят о нарушении привязанности, что приводит к каким-то последствиям, которые с возрастом проявляются.

Залог физического здоровья

Ранние отношения матери и ребенка влияют на всю последующую жизнь крохи. От того, как строятся эти отношения, зависит, как потом ребенок будет строить отношения с другими людьми, как во взрослом возрасте он будет создавать пару с противоположным полом.

Ранняя привязанность влияет и на характер человека, и на его интеллектуальные способности, и на его здоровье и эмоциональное развитие. Большинство мам реагируют на плач ребенка, на интуитивном уровне чувствуют его потребности и называют их: если у малыша болит живот, мама говорит ему об этом, если он голоден, мама также характеризует его состояние. Так ребенок еще с довербального возраста учится справляться со своими эмоциями, осознавая их. Если же мама не чувствительна к потребностям ребенка, тогда он справляется с эмоциями не на психическом уровне, а на другом: физическом, с помощью соматических заболеваний.

Типы привязанностей

Исследователи при помощи теста под названием "Ситуация с незнакомцем" выделили 4 типа привязанностей. Тест проводился с годовалыми детьми, чтобы диагностировать типы привязанностей. Ребенка оставляли в комнате одного и наблюдали, как он реагирует на разлуку с мамой и на дальнейшее воссоединение с ней. В других эпизодах в комнату, из которой вышла мама, заходил посторонний человек.

Надежная (безопасная) привязанность – дети с грустью оставляют маму, но при этом идут спокойно играть, и когда мама возвращается, с радостью встречают ее, восстанавливается телесный контакт. Дети с надежной привязанностью вырастают спокойными и уверенными.

Избегающий тип – ребенок легко расстается с мамой, играет, а когда мама приходит, он спокойно к ней подходит. Но было замечено, что дети с избегающим типом привязанности более тревожны. Когда мама приходила, они не очень быстро хотели к ней идти, а оставались еще доиграть.

Тревожно-сопротивляющийся тип, или амбивалентная – дети не хотят отпускать мать, кричат, истерически рыдают, когда остаются одни. При этом они не взаимодействуют с чужим человеком, боятся его, не могут играть. Когда мамы приходит за ребенком, он бежит к маме, но в то же время как-то отворачивается, агрессивно себя ведет – бьется, кусается.

Дезорганизованный, или патологический тип привязанности – гораздо реже встречается. Ребенок с таким типом привязанности спокойно уходит играть, но при возвращении не подходит к родителям, или сначала идет, но потом застывает на полпути с недоумением на лице, затем может пойти в другую сторону. Такая патологическая привязанность обычно бывает в семьях с патологическими отношениями, где ребенка бьют, физически или сексуально используют.

Проведенные в Европе и США исследования выявили такую статистику:

- надежная привязанность – 65% населения;

- избегающая привязанность – 20%;

- тревожно-сопротивляющаяся – 10%;

- от 5 до 10% в разных популяциях наблюдается дезорганизованная привязанность.

Некоторые авторы выделяют еще симбиотическую привязанность. В этом случае ребенок вообще не может отпустить маму – заходится, краснеет, невозможно отделить его от матери. Это встречается крайне редко.

Факторы ненадежной привязанности

Если мама чувствительна к потребностям ребенка и эмоционально отзывчива, формируется благоприятная привязанность. Но бывает, у мамы взрывчатый характер, и ей тяжело совладать со своими эмоциями. Ребенок кричит – мама кричит на него в ответ. Или у мамы какие-то заболевания, физические или психические (послеродовая депрессия). Тогда маме тяжело настроиться на потребности малыша.

Какие бывают мамы

При безопасной привязанности мама эмоционально адекватна, чувствительна к потребностям ребенка, стабильна, эмоционально доступна. Дети вырастают с ощущением, что они достойны любви – в целом, хорошие и с уверенностью, что взаимоотношения приносят радость и развитие.

Избегающая привязанность возникает в двух случаях. Мама эмоционально отстраненная, и ребенок, не находя понимания, начинает справляться с эмоциями и потребностями самостоятельно. Во взрослой жизни это люди, которые все делают сами – "я сама", не могут положиться на партнера, у них есть сложность в установлении отношений, потому что они не доверяют партнеру, уверены, что отношения приносят боль, а не радость. Либо такие мамы чрезмерно опекающие, тогда ребенок ретируется от опеки и сам справляется со своими потребностями.

Тревожно-сопротивляющимся детям хуже всего. Потому что мамы у таких детей не стабильные, не последовательные, не в контакте со своими эмоциями, неуравновешенны. Ребенок постоянно вынужден думать, как себя вести в зависимости от другого. Во взрослом возрасте это люди, которые достаточно хорошо понимают других, потому что от этого в раннем возрасте зависело их выживание, и при этом они плохо понимают себя и свои потребности. Чувства таких людей изолированы, они коммуницируют в мире в основном интеллектуально. Таких людей часто разрывает ревность, они очень противоречивы, непредсказуемы.

При симбиотической привязанности мама восполняет ребенком какие-то свои дефициты, то есть ребенок воспринимается ее собственным объектом.

Мама – не единственный человек

Может так случиться, что у ребенка нет мамы – умерла или оставила. В таком случае, если формируется привязанность к опекуну, это не грозит серьезными нарушениями в развитии. Среди детей, которые вообще не имели объекта привязанности, наблюдалась внезапная смертность по необъяснимым с точки зрения медицины причинам. Если маме приходится выйти на работу до того, как ребенку исполнится годик, и принимается решение нанять няню, важно, чтобы это был один человек.

Есть шанс все исправить

Даже если у ребенка сформировалась неблагоприятная привязанность, жизнь дает массу разных возможностей исправить положение. У ребенка появляется достойный наставник в спортивной секции или учитель в школе, друзья в подростковый период, влюбленности. На основании взаимоотношений с другими людьми человек может приобретать другой, более здоровый опыт взаимоотношений. Есть возможность проработать проблему привязанности с психотерапевтом или психоаналитиком и сформировать новые паттерны взаимоотношений.

От того, насколько надежно сформирована привязанность в раннем возрасте, зависит очень многое, но важно помнить, что ни одна мама не является идеальной. Более того, Вини Котт говорил, что идеальная мама – это очень плохо, потому что такая мать не дает ребенку пространство для развития. Совершая ошибки, мама стимулирует ребенка к самостоятельному поиску решений, и это дает ребенку возможности развиваться. Поэтому мама должна быть достаточно хорошей, но не идеальной.

По материалам лекции клинического психолога, кандидата Международной Психоаналитической Ассоциации (IPA), преподавателя Международного института глубинной психологии, Александры Мирзы.

 

Источникhttp://lady.tsn.ua

 

 

 

Полезна: 4 голоса Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Детская привязанность – основа гармоничной личности

Есть шанс все исправить!

Голосуем!
Из какого вы города?
82% Кемерово
0% Новокузнецк
1% Ленинск-Кузнецкий
1% Прокопьевск
1% Анжеро-Судженск
6% Другой в Кемеровской области
10% Другой, в другом регионе
Мама и малыш

Все для мамы и малыша в одном месте!

Подробные условия