Главная /  СТАТЬИ / Ваш ребенок / Психология / Слепые пятна школы

Слепые пятна школы

Я совсем не сторонник гиперопеки. Школа и так является системой надзора. Несделанная домашка, неопрятная форма, разговоры на уроке - все это будет моментально замечено и пресечено. Где же тогда происходят конфликты? 

Да все мы прекрасно знаем где. В маленькой и душной школьной раздевалке. В коридорах на перемене. В общем туалете. Вот печальный парадокс: школа мучает детей надзором в классах (где много места, много света и есть конкретная деятельность), но при этом оставляет их без присмотра в наиболее критических, в наиболее противоестественных ситуациях. 

Получается, что именно взрослые создают детям уродливую ситуацию раздевалки - но сами не хотят там присутствовать.

В ответ на школьные драки многие советуют отдать ребенка на секцию боевых искусств. Причем некоторые даже называют это "лучшим средством" от школьной травли. 

Да, учить детей самообороне нужно. Но считать, что это решит школьную проблему - наивно. Я сам прошел через такой стереотип. Меня тоже частенько били в школе, а потом я пошел на секцию бокса... ну классика, да? Какой вывод я сделал, когда у меня появились дети? Конечно же, сын стал учиться драться задолго до школы: бокс изучали дома, потом секция кудо, сейчас айкидо. 

Но проблема в том, что травля - далеко не единственная дурная игра, которая расцветает в школьных "белых пятнах". Существует противоположная, столь же дурная игра в "вечную жертву". Когда мама одной девочки из класса моего сына впервые жаловалась мне на его поведение, она дважды в своей речи произнесла, что ее девочка - "самая маленькая в классе". Я поверил ей на слово и сурово отругал сына. Потому что все мы знаем: обижать девочек нельзя, тем более маленьких. 

А потом моя жена, забирая сына из школы, поглядела на эту девочку. Девочка висела вниз головой на перилах второго этажа, громко ругала каких-то мальчиков, которых даже не было поблизости, и совершенно не реагировала на замечания взрослых. Она ведь твердо усвоила, что ей все позволено, поскольку она - "самая маленькая". 

Поэтому в следующий раз, когда возник конфликт, я встал на сторону сына. И сразу поинтересовался, видел ли кто-то из взрослых то, в чем эта девочка обвиняет его. Нет! Оказывается, учительница пересказывает конфликт со слов девочки. Очередная история про раздевалку - где опять не было взрослых. 

Или вот другой случай: моего первоклассника стукнул какой-то третьеклассник на продленке. Сын не жаловался, но история всплыла во время одного нашего разговора. Мы как раз обсуждали, в каких случаях надо бить в ответ, в каких - игнорировать мелкую провокацию, а в каких - обратиться ко взрослым. Тут сын и привел мне этот пример: он не пошел к учительнице с жалобой на третьеклассника, потому что этот парень находится "в фаворитах" у учительницы, которая сидит на продленке. Так что жаловаться ей бесполезно. 

На следующее утро, приведя сына в школу, я попросил классную руководительницу найти этого третьеклассника. И спросил у него, почему он прессует малышей. Пацан разрыдался и сказал, что его "попросили навести порядок". Кто попросил? Ну понятно. На этом месте училки закудахтали, что такого не может быть. Но я сказал, что верю пацану, и если такая "дедовщина" еще раз повторится, я приму другие меры. 

Так что еще раз: не боксом единым. Школьные конфликты очень разнообразны, но роднит из одно: "слепые пятна", игнорирование самих процессов развития неформальных отношений. И кстати, именно на этом месте разговора представители школы начинают быстро-быстро переводить тему. Они очень не любят вопрос, почему они сидели по своим тихим классам и учительским, пока дети дрались в раздевалках. 

Ах да, есть еще один аргумент - да ведь у нас один учитель на тридцать человек! Как же за ними уследить! 

Ответ на это дают, как ни странно, именно секции восточных единоборств. На такой секции у одного учителя вполне может быть и больше тридцати человек. И они - о ужас! - прыгают и кувыркаются, бьют друг друга руками-ногами, бросают друг друга об пол. А потом расходятся с улыбкой, безо всяких конфликтов. И учитель остается бодр и весел. Так может, напряжение учителей в школе возникает вовсе не от количества учеников, а от противоестественного способа работы с ними? 

А возможно ли, чтобы такой предмет, как социализация, в школе появился? Чтобы какая-то сила вытащила училок и школьных психологов из тихих кабинетов и отправила их работать именно там, где надо - в эти самые раздевалки, в школьные дворы, в живые коллективные игры? 

Это возможно. Примеры тому есть, и они показывают главное условие: чтобы такой предмет (да и любой другой) появился, необходимо, чтобы он был востребован, кому-то выгоден. Октябрятские звездочки и пионерские отряды-тимуровцы советской школы были выгодны государству как форма идеологического воспитания граждан.

Кому был бы выгоден хороший курс социализации в современной российской школе? Не государству, конечно - для него вся эта ржавая образовательная машина является скорее обузой. Получается, что главными "заказчиками" хорошего образования сейчас могут стать только родители. 



Автор: Алексей Андреев

Источник: http://vk.com

 

Полезна: 23 голоса Не полезна: 1 голос

Другие статьи на эту тему

iolanda 20.09.2014 13:51
Очень важная тема для наших школ. Именно не надзор, а взаимодействие, подготовка к жизни, а не натаскивание к экзаменам. Какое слово хорошее - социализация.

Слепые пятна школы

О школьных конфликтах

Голосуем!
Из какого вы города?
82% Кемерово
0% Новокузнецк
0% Ленинск-Кузнецкий
1% Прокопьевск
1% Анжеро-Судженск
6% Другой в Кемеровской области
10% Другой, в другом регионе
Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Специалистами отделения организована комплексная реабилитационная и профилактическая деятельность, направленная на разрешение проблем женщин

Подробные условия