О зависти

Анекдот:

Встречаются две подруги:

- С днём рождения, подруга!

- Спасибо!

-Что тебе муж подарил?

- Шубу.

- Здорово. Ты знаешь, я не хотела тебе говорить, а мне муж подарил машину.

Зависть возникает тогда, когда кто-то имеет то, что ему хотелось бы и этого у него нет.

Откуда родом зависть? Она родом из детства. Когда родители сравнивают своего ребёнка с другими детьми (или с братом, сестрой). Например, "Вот Миша уже научился завязывать шнурки, а ты ещё нет" или "Другие дочери спокойно разговаривают со своей матерью, а ты огрызаешься" и т.д. Понятно, что родители хотят лучшего для своего ребёнка (чтобы он развивался, научался чему-то новому) и пытаются как-то регулировать поведение и действия ребёнка. Сравнение ребёнка с другими детьми не самый лучший способ мотивации на достижение результатов, управления  поведением и действиями. Сравнения переживаются очень болезненно. Знаю это по собственному опыту детских лет. Ребёнок, слыша, как его с кем-то сравнивают, считает себя недостаточно хорошим, что с ним что-то не так, что он недостаточно хорош. Некоторые начинают против такого сравнения протестовать, не соглашаться, а некоторые соглашаются и считают себя плохими, недостойными лучшего. Как следствие - неуверенность в себе, нездоровая конкуренция. Бывает и так, что люди, став взрослыми продолжают доказывать себе и другим окружающим (и близким людям), что они хорошие.

Вернёмся к зависти. Чтобы не завидовать (поскольку зависть переживать болезненно), люди часто становятся предметом зависти.

Есть те, кто завидуют и те, кому завидуют. Есть люди, которые боятся, что им завидуют. Если они что-то покупают, то они об этом не говорят, так как страшно, а вдруг кто-то может сделать что-то, если они слишком успешны.  Успехи других переживаются тяжело, поскольку есть сравнение себя с другими. Поэтому за завистью всегда скрывается боль и уязвимость в том, что человек недостаточно хорош.

Когда человек замечает то, что есть у других, он перестаёт замечать то хорошее, что есть у него самого.

С завистью люди стараются не встречаться, не осознавать, так как, повторюсь, больно переживать свою "плохость". Если зависть зажимают, не осознают, не признают (хотя бы себе), то перестают быть чувствительными к другим и тогда начинают делать так, чтобы завидовали им.

В зависти есть ресурс. Это стимул к действию, достижению, переживанию того состояния, которое бы хотел испытывать человек, как если бы он имел то, что у него нет, а у других есть.

Справедлив вопрос: "Что-ж тогда делать-то?". Если вы приходите, например, на работу в новом платье или показываете окружающим иной свой успех, сделайте что-то приятное своим коллегам по работе. Это может быть комплимент,  угощение или выражение благодарности и т.д.

Для родителей: вместо сравнения своего ребёнка с другими детьми (или с сестрой, братом) сравнивайте настояшие успехи ребёнка с его же прошлыми успехами. Например, "Сегодня ты быстрее завязал шнурки, чем вчера", "Сегодня ты со мной спокойнее разговаривала, чем вчера. Когда ты злишься на меня, мне это неприятно слышать. Даже, когда ты на меня повышаешь голос, ты для меня хорошая" и т.д.

Важно и детей учить переживать зависть, преподносить другим детям свои успехи так, чтобы что-то при этом сделать для других, их уважить.

 

Светлана Чигасова

e-mail: svetlana-chigasova@mail.ru,     

сот: 8-905-909-5788

 

Полезна: 2 голоса Не полезна: 1 голос

Другие статьи на эту тему

О зависти

Есть те, кто завидуют и те, кому завидуют

Голосуем!
Книгу какого формата предпочитаете?
55% Бумажную
9% Электронную
3% Аудиокнигу
9% Сильно зависит от ситуации
12% Любую, главное, чтобы интересную и полезную
14% Не читаю книги