Ни одна другая страна в мире не предлагает столь щедрых условий для отпуска по уходу за ребенком, как Швеция. В настоящее время шведские родители имеют возможность находиться дома с ребенком в общей сложности 480 дней, получая при этом социальное пособие от государства. Размер пособия составляет 80% от месячной заработной платы родителя, берущего отпуск, в течение 390 дней (максимум 3 161 евро / мес.) и 20 евро / день — в оставшиеся 90 дней. Отец ребенка обязательно должен взять 60 дней из предлагаемых 480, иначе они «сгорают». Кроме того, сейчас шведские власти разрабатывают новое законодательство, которое закрепит за отцами еще 30 дней отпуска.
Целью подобного перераспределения времени является обеспечение гендерного равноправия. Для того чтобы как можно больше родителей делили отпуск по уходу за ребенком поровну, государство ввело так называемый «бонус за равноправие»: чем больше дней родители поделили между собой, тем больше его размер (в итоге пара может получить доплату в размере 1 500 евро). Однако, несмотря на столь привлекательное вознаграждение, лишь немногие шведские папы используют свои обязательные 60 дней в полном объеме. Еще меньше мам и пап распределяют отпуск поровну. Фотопроект Йохана Бэвмана (Johan Bävman) представляет серию портретов тех отцов, которые решили остаться с детьми дома на более длительное время.
«Я начал проект „Шведские папы“ когда сидел дома со своим сыном. Литературу и вообще информацию для отцов найти было сложно. Тогда мне в голову пришла идея разузнать обо всем у пап, которые сидят дома с детьми, — почему они на это согласились, и какой опыт хотят извлечь. Я думал, что легко найду отцов, которые решили взять половину отпуска, но оказалось, что лишь 12% мужчин пользуются такой возможностью. Эта реальность не соответствует тому, как люди в других странах представляют Швецию. Поэтому я надеюсь, что мой проект заставит отцов в Швеции и других странах задуматься о том, какое влияние более длительный отпуск окажет на них, на их детей и отношения между ними. Я не думаю, что отцы отказываются от этого по экономическим соображениям. Скорее, дело в культуре и ролевых моделях. Некоторые шведские мужчины просто не видят себя дома с детьми, а некоторым шведским женщинам до сих пор тяжело решиться на то, чтобы передать ответственность отцам. Каким бы было шведское общество, если бы все распределяли отпуск по уходу за детьми поровну? Что было бы, если бы эта система стала реальностью в других странах? Я надеюсь, что мои фотографии вдохновят людей на подобные мысли. Проект состоит из 60 фотографий отцов с детьми, которые символизируют 60 дней, предлагаемых мужчинам», — рассказал Йохан.
Йохан Экенгорд, 38 лет, разработчик продуктов
Йохан и его жена разделили поровну три отпуска, чтобы ухаживать за своими детьми Эббе (7 лет), Тирой (5 лет) и Стиной (1 год). Оба провели дома примерно 9 месяцев с каждым ребенком.
«Каждая крона, которую я потерял из-за отпуска, многократно окупилась. Взамен я обрел большую уверенность в себе как отце и более прочную связь со своими детьми, что важно для их дальнейшего взросления, а также стал лучше понимать свою жену. Очень просто оставаться стереотипным отцом из 1950-ых, но у мужчин всегда была возможность участвовать в жизни своих детей. Поэтому общество должно пересмотреть свое отношение и представление о том, что это такое — быть отцом».
Йонас Фельдт, 31 год, администратор центра занятости
В настоящее время в годовом отпуске с дочерью Сири (1 год), а ранее был в девятимесячном отпуске со старшей дочерью Ловис (3 года).
«Меня потрясло исследование, опубликованное в журнале Kamratposten. Согласно его данным, большинство детей обращаются к матери, когда им грустно, когда им необходима забота и поддержка, или просто нужно с кем-то поговорить. Вторым их выбором будут родственники, затем — братья или сестры, после этого — школьные учителя... и лишь в самом конце этого длинного списка оказались отцы. Я хочу, чтобы мои дети чувствовали себя со мной в такой же безопасности, как и с мамой. Именно эту связь я пытаюсь создать во время своего отпуска. Я не хочу быть родителем, с которым только веселятся, играют и смеются».
Ола Ларссон, 41 год, агент по закупкам
В отпуске с сыном Густавом (8 месяцев).
«Очень важно, чтобы все отцы имели возможность выбора — брать или не брать отпуск по уходу за ребенком. Необходимо полностью изменить культуру общества и формировать большее количество мужских ролевых моделей. Власти должны больше рассказывать о преимуществах отпуска для обоих родителей. В тот день, когда я впервые отдал своего сына в ясли, я много плакал. Спасибо шведской системе за то, что я получил такой невероятный подарок как сильная эмоциональная привязанность к своему ребенку».
Петер Херкель, 33 года, журналист
В годовом отпуске с дочерью Мирой (10 месяцев).
«Идея физических упражнений пришла ко мне во время одной из многочисленных бессонных ночей. Мира успокаивалась, когда я надевал слинг и вместе с ней приседал среди ночи. Тогда я подумал: „Наконец-то и я могу успокоить дочь!“ Ведь, чтобы успокоить ее, моя жена Линда обычно кормила ее грудью. Мы хотим, чтобы Мира оставалась дома как можно дольше перед тем, как мы отдадим ее в ясли. Мы хотим иметь возможность влиять на ее развитие и отложить передачу заботы о ней незнакомым людям до тех пор, пока не будем уверены, что она готова к новой социальной обстановке. Мне сложно понять, почему так мало отцов берут отпуск по уходу за ребенком... Возможно, это связано с тем, что в нашем обществе слишком долго считалось нормой, что отцы дома с детьми не остаются. Это непросто изменить».
Альфред Нерхаген, 38 лет, ландшафтный архитектор
В отпуске с сыном Заком (4 года) и дочерью Мирой (1,5 года), по 9 месяцев с каждым ребенком.
«Обычно женщины не получают никаких особенных благодарностей или уважения за то, что остаются дома и ухаживают за детьми, в то время как нас, отцов, буквально превозносят за то, что мы беремся за домашние дела. Возможно, это вызвано тем, что исторически обязанности распределялись между полами в неравных долях. От многих мужчин послевоенного поколения я слышал, что они жалеют о том, что их не было дома столько времени, сколько проводят его с семьей современные отцы. Мой отпуск многое для меня значит. Дети почти привязались к папе больше, чем к маме. Теперь я часто укладываю их спать».
Источник:
Родильный дом ГАУЗ КО "Областная клиническая больница скорой медицинской помощи М.А. Подгорбунского" является старейшим и одним из крупнейших в городе Кемерово
Подробные условия