Мы слышим про инклюзию отовсюду: о ней говорят в образовании, бизнесе, культуре и в обществе в целом. Что это такое, зачем она нужна и какие есть примеры реализации принципа инклюзивности в России — в материале
Услышав слово "инклюзия", мы сразу представляем себе пандусы, классы детей с ограниченными возможностями здоровья и кафе, где работают люди с синдромом Дауна. На деле в российском обществе и сознании люди с инвалидностью чаще всего отделены от большинства граждан: наши дома и улицы не приспособлены для того, чтобы по ним могли перемещаться люди с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), наши школы и университеты не инклюзивны и рассчитаны на нейротипичных детей, а рабочие места для инвалидов, кажется, бывают только в социальной рекламе. Изменить это и стремится инклюзия.
Инклюзия (от inclusion — включение) представляет собой процесс включения людей с физической и ментальной инвалидностью в полноценную общественную жизнь, а также разработку и принятие конкретных решений для этого. Когда мы называем среду, школу или пространство инклюзивными, мы имеем в виду, что все люди в одинаковой степени имеют доступ и могут принадлежать к ним.
С точки зрения инклюзивного подхода инвалидность — это социальная проблема, а самое понятие "инвалид" возникает в тот момент, когда человек с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с невозможностью совершать какие-то действия из-за ограничений окружающей среды. В инклюзивном обществе среда — то, что нам предстоит исправлять, а не человек. Так, инклюзия становится понятием, которое охватывает не только инфраструктуру: образование, рабочие места, общественные пространства тоже становятся инклюзивными.
На каких принципах строится инклюзивное общество
По
Среди основных принципов Конвенции можно перечислить:
В сентябре 2015 года ООН
Реальность пока далека от декларируемых принципов и инклюзии. На сегодня в России
Однако нельзя сказать, что ситуация не движется к лучшему. Инклюзия — это мощный тренд, который постепенно меняет среду, педагогику, отношение к детям, рабочее и общественное пространство в России. Музеи и выставочные залы стремятся сделать доступ к экспозициям возможными для всех людей с особенностями здоровья, то есть инклюзивными. Например, на сайте Третьяковской галереи есть
Благотворительные фонды также работают над тем, чтобы снять стигму с людей с инвалидностью, дать им возможность учиться и заниматься любимым делом, обеспечивают тьюторов и помогают расширять круг общения. Например,
Что такое инклюзивное образование
Господствовавший в течение многих лет медицинский подход к инвалидности предполагал, что дети с ОВЗ не вписываются в обычные школы, поэтому требуют специальных учебных заведений, педагогов и мероприятий.
Инклюзивное образование означает, что
Как оно реализовано в России
В России, согласно опросу ВЦИОМ в августе 2021 года, 59% респондентов не слышали термин "инклюзивное образование". При этом 66% положительно относились к идее инклюзивного обучения и только 13% были настроены отрицательно. Тогда же заместитель председателя правительства Татьяна Голикова объявила, что 56% детей с ОВЗ получают "образование с развивающимися сверстниками и по сути интегрированы в обычный социум". Хотя годом ранее совместный мониторинг Всероссийского общества инвалидов и "Единой России" показал, что полностью к инклюзивному обучению готовы только 8% российских школ.
По словам исполнительного директора благотворительных фондов "Абсолют-Помощь" и "Свет" Анны Скоробогатовой, с точки зрения инклюзивного подхода есть препятствия, которые можно решить привлечением ресурсов: "Школам не хватает подготовленных кадров, в том числе тьюторов, и финансирования для создания специальных условий: могут понадобиться пандусы, адаптированные материалы, специальные устройства для обучения. Кроме того, не всегда ребенок может добраться до школы".
Однако не меньшее значение имеет готовность общества к инклюзии: "У нас по-прежнему очень много стереотипов в отношении людей с инвалидностью, которые мешают созданию нормальных партнерских отношений между родителями, учениками и учителями", — говорит Анна. Описывая собственный опыт общения с родителями в детском саду и в школе, она объясняет, что поведение и отношение родителей в первую очередь зависит от поведения воспитателей или педагогов. "У нас была ситуация, когда моего сына с РАС выжили из группы, потому что воспитателю хотелось послушного ребенка", — рассказывает Скоробогатова.
Когда сын Анны пошел в первый класс общеобразовательной школы, она надеялась, что он сможет, обучаясь по индивидуальной программе, посещать часть уроков с остальными детьми: "Но пока инклюзия у нас не получается. Когда Матвей заходит в обыкновенный класс, его внимание рассеивается. Он начинает бегать, мешать другим детям. Конечно, мы учим его взаимодействию с детьми, но и педагог не знает, что с ним делать, как его интегрировать в жизнь класса. Так что пока это две параллельные лодки, которые плывут в одном школьном здании".
Одним из примеров того, как все-таки может быть реализовано инклюзивное образование, можно считать частную школу "Абсолют", открытую в 2014 году фондом "Абсолют-Помощь": "Наша школа адаптирована под потребности каждого ученика. Это не только безбарьерная среда, но и индивидуальные образовательные маршруты — школьную программу помогают осваивать квалифицированные педагоги, тьюторы и одноклассники, — рассказывает исполнительный директор фонда. — Дети по общеобразовательным и адаптированным программам учатся в разных классах, но все свободное время проводят вместе: на завтраках и обедах, в кружках и клубах по интересам, на школьных мероприятиях и переменах. Мы, безусловно, принимаем каждого ребенка и стараемся убирать барьеры, подстраивать среду под его потребности и включать в обычную школьную жизнь".
Как работает инклюзия на рабочем месте
На сегодня в России меньше одной трети людей трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеют работу (чуть больше 1 млн человек из 4,5 млн). "Права людей с инвалидностью в России поддерживаются в основном до того, как они становятся взрослыми, — говорит основательница инклюзивных мастерских "Простые вещи" Мария Грекова. — В системе дошкольного и школьного образования хотя бы существуют специалисты, которые могут их как-то направить, но как только человек с инвалидностью вырастает, он перестает быть кому-то нужен. Специальной профориентационной помощи как таковой нет, существуют профессиональные колледжи, куда попасть может далеко не каждый, но и после них содействие в трудоустройстве минимальное. Те, кто не попадает в колледж, просто остается дома, и никто не отслеживает их социальный статус и состояние в целом".
При этом российское законодательство вроде бы стремится к инклюзии и защищает право людей с ОВЗ на работу: в Трудовом кодексе и Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" сказано, что организации обязаны обеспечить людям с ограниченными возможностям специальные условия труда, профессиональный рост, а также квоты для приема инвалидов на работу и минимальное количество специальных рабочих мест. Если в компании более 100 человек, то на долю людей с инвалидностью должно приходиться от 2% до 4% мест от среднесписочной численности работников, если от 35 до 100, то доля может быть не выше 3%.
На деле компании часто либо выплачивают небольшой штраф за не выделенные места в размере 5000–10 000 рублей, либо нанимают сотрудников только для галочки, не задумываясь об инклюзии или мероприятиях, которые призваны включить их в работу и коллектив. Но даже если организация хочет нанять сотрудника с инвалидностью, она сталкивается с большим количество трудностей: "Устройство такого человека на работу должно проходить через конкретные, довольно длинные этапы с сопровождением, подбором занятости и графика работы. Всем этим, конечно, не занимается обычный работодатель, и даже компании с большим желанием часто не понимаю, что нужно делать, как и кто им в этом может помочь", — объясняет Грекова.
При этом инклюзивный найм, помимо этических бонусов, приносит и реальную пользу компаниям: по данным исследования консалтинговой компании McKinsey, бизнес с инклюзивной политикой работает на 35% лучше. Директор по персоналу SAP в Италии и Греции Вера Соломатина, чья компания уже три года реализует программу инклюзивного найма, описала, что самым эффективным способом считает программу стажировок. Благодаря ей и при содействии специализированных фондов уже через полгода стажер с ОВЗ может перейти на постоянное место работы или к подготовленным коллегам или партнерам.
Основательница инклюзивных мастерских Маша Грекова говорит, что чувствует, как меняется отношение общества к людям с инвалидностью: "Это на самом деле куда значимее и сильнее может повлиять на стабилизацию ситуации с трудоустройством, чем государственные меры. Хотя, конечно, без них мы не можем полноценно разворачивать свою деятельность, потому что вопрос всегда упирается в сроки обучения, квотирование и обеспечение заработной платы людей с ОВЗ на регулярной основе".
Фото Quim Llenas / Getty Image
Забота о здоровье ребенка начинается с выбора места, где он появится на свет