Главная /  СТАТЬИ / Для мамы / Разное / Откровенный разговор: "Дети – это планета, дети с аутизмом – это космос!"

Откровенный разговор: "Дети – это планета, дети с аутизмом – это космос!"

В рамках проекта "Откровенный разговор" знакомим вас с мамами особенных деток. Сегодня у нас необычная героиня. Как сама говорит, у нее 80 особенных ребятишек, ради которых просыпается, учится, развивается каждый день.
 
Дефектолог, поведенческий специалист, одна из создателей и руководителей детского центра развития "Совушка" Новоселова Юлия Витальевна поделилась в честном интервью, почему выбрала работу с детьми с особенностями развития, можно ли вылечить аутизм, как памперсы влияют на речь ребенка.
 
Юлия, давайте знакомиться! Расскажите о себе, своей семье.
Я замужем, скоро отметим 20 лет совместной жизни. У меня прекрасная дочка, в этом году заканчивает 11 класс. К сожалению, не планирует становиться педагогом. Я росла в педагогической семье, пошла по стопам мамы. Она педагог, уже более 37 лет работает с детками дошкольного раннего возраста. Только не с особенными, а норматипичными. 
 
Это повлияло на выбор вами профессии педагога?
Выбор профессии был неосознанным, не мечтала быть педагогом, тем более работать с особенными детьми. Изначально хотела быть организатором досуга подростков, но не добрала баллов для поступления. Пошла в педагогическое училище, там начался мой профессиональный рост.
 
Как начали работу с особенными детьми? 
Особенные детки тянулись ко мне еще на практике, я отвечала интересом. С обычными ребятишками всё по стандарту. С особым ребёнком нет описаний, норм, это вызов. Одно и то же у каждого ребёнка корригируется по-разному. Оба плюются, но решать проблему нужно разными способами. К каждому ребенку нужно найти ключик, не забывая про поощрение. 
Потом и сама судьба подтолкнула, видимо. Было два профиля в учебе: логопедия и особые детки. Так как не обладаю идеальным произношением звуков, не могла бы оказывать помощь детям по логопрофилю, поэтому пошла на олигофренопедагогику. 
 
Что было дальше?
Окончила училище  в 2005 году, начала работать в ясельной группе. В 2012 году окончила ВУЗ по специальности "учитель-дефектолог", перешла работать в коррекционный детский сад. Так с 2013 года начался мой путь как коррекционного специалиста. Это огромная практика в работе с особыми детьми. 
 
Начало расти количество детей с аутическими расстройствами, поведенческими проблемами, нарушениями эмоциональной сферы. Поняла, что нужно учиться дальше. В 2018 году обучилась у Юлии Михайловны Эрц на поведенческого специалиста, работаю с детьми по методике АВА-терапии.
 
Как пришла идея открытия центра развития "Совушка"?
После курса поняла, что в саду не могу дать детям столько, сколько хочу. Не могла себя реализовать как специалист в полной мере. Пошла работать в частный центр, взяла несколько ребятишек, но бегать с одного места работы на другое сложно. 
Познакомилась с психологом Наумовой Мариной Евгеньевной. Она давно мечтала открыть свой кабинет или центр. Я тоже задумывалась об этом, наши мечты совпали. На одном плоту плыть не так страшно, быстрее, комфортнее. С тех пор с Марией Евгеньевной вместе рука об руку работаем в нашем центре, развиваем его.
 
В этом году "Совушке" 5 лет. Это хороший результат. Если сравнить с ребенком, то сейчас мы уже самостоятельные личности. (улыбается)
 
Юлия, какие детки посещают ваш центр? С какими проблемами?
Я специализируюсь на работе с детками с РАС, поведенческими нарушениями. Обожаю ребятишек с неприемлемым поведением, которые демонстрируют его много, ярко. Безумно люблю! Чем сложнее ситуация у ребенка, тем больше включаюсь. Стараюсь помочь родителям. Когда находим выход – это невероятные ощущения. 
 
Наш центр посещают также детки с ЗПР, ЗПРР, ОНР, ДЦП и т.д.
 
До скольки лет можно обратиться в ваш центр?
Мы специализируемся на работе с детьми до 8 лет, дошкольного возраста. Но есть ребятишки, которых ведем с 3 лет, сейчас им 9, и они еще в центре, пока можем помочь. Мы всегда честны с родителями. Пока наши специалисты полезны для ребенка, будем выполнять работу. Если видим, что уже не можем помочь, рекомендуем пересмотреть реабилитацию.
 
Какие в центре есть специалисты?
У нас работают логопед, психолог, который занимается арт-терапией, дефектолог. Есть подготовка к школе. 
Мы специализируемся на работе с детками раннего возраста не с норматипичным развитием, которые испытывают сложности на любых этапах роста. Ребятишки приходят, чтобы адаптироваться к садику, школе. Специалисты работают над навыками самообслуживания, расширением пищевого репертуара. Частый запрос родителей - туалетный тренинг.
 
Считается, если мама замечает проблемы в развитии ребенка до 3 лет, можно подождать. Израстется, как говорят, окружающие. Это так?
По моему опыту, чем раньше ребенок попадет к нам, тем лучше. Сейчас активно идет просветительская работа среди мам, есть много информации в интернете, родители стали более грамотные, начинают рано бить тревогу. И это хорошо.
 
Уже в год можно увидеть отклонения у ребенка. Можно и раньше заметить их по двигательному развитию. Отставание может наложить отпечатки на развитие речи, формирование эмоций, поведения в будущем.
 
Рекомендуем уже в 1,5 года обратиться к специалистам, если что-то настораживает: малыш не реагирует на имя, не смотрит в глаза, не говорит, мало интересуется игрушками, присутствует стереотипная игра. Катает одну машинку, постоянно качает кроватку. Конечно, сначала отправим к врачам: к сурдологу, неврологу. 
 
Не ждите 3 лет, если есть даже малейшие отклонения, на ваш взгляд. Незначительные нарушения корректируются быстро, но есть случаи, когда работа выстраивается на долгие годы.

Врачи говорят, что мальчики развиваются медленнее девочек. Значит ли это, что с мальчишками все-таки можно подождать до 5 лет, если есть задержка в развитии?
Существуют различные классификации, в которых описано, что должен уметь ребенок  в разном возрасте. Ни в одной из них нет гендерных разделений. Например, что должна уметь девочка в 2 года, а что мальчик. Считаю, неправда, что мальчики развиваются в более медленном темпе, чем девочки. 
 
То есть это стереотип?
Да. Если замечаете задержку у мальчиков и девочек, ждать не стоит. Чем раньше начнем работу, тем лучше. Можно прийти на консультацию, диагностику, получить рекомендации и реализовывать их дома.
 
Когда в норме ребенок должен начать говорить, ходить на горшок?
К 1,5 годам ребенок должен говорить около 300 слов, к 2 - использовать простые предложения. По европейским стандартам малыш должен ходить сам в туалет к 2,5 годам.
 
Сейчас дети начинают позже говорить, многие считают это нормой. Что вы думаете?
На самом деле, бывает страшно. Приходят ребятишки, а у них отсутствуют навыки не только речи, но и коммуникации. Работаем над ней, показываем, что взрослый человек очень интересный. 
 
Есть теория, с которой я не согласна, что в отставании в развитии детей виноваты памперсы, мамы стали реже подходить к ребенку с рождения, общаться. Навешивается вина на мамочку, мне это не нравится. 
 
Думаю, все-таки это мутация генов. Кроме того, мы живем в стремительном мире, это не может не влиять. Но поздняя речь и коммуникация – не норма.
 
Вопрос, волнующий многих мам. Гаджеты – зло или польза?
Мы живем в современном продвинутом мире. Не считаю нужным полностью убрать гаджеты, но если их использование носит развивающий характер. Кроме того, все должно быть дозировано. Так же если есть предпосылки зрительных нарушений, старайтесь минимизировать время с гаджетами в жизни ребенка. Можно дать телефон, но на короткое время, но не допускать, чтобы ребенок, который и так с нами не коммуницирует, ушел в мир телефона. 
 
К нам приходят ребятишки 6-7 лет с поведенческими нарушениями, которым кроме смартфонов ничего не интересно. На первых этапах, чтобы вывести их на другие учебные материалы, прописи, карточки, используем игровые пособия на гаджетах. Так постепенно переходим в оффлайн.
 
  
 
Юлия, что скажете про современные мультики? Можно их показывать детям?
Не думаю, что нужно их полностью запретить. Для многих детей на первых порах – это единственная мотивационная сфера. Но параллельно обязательно необходима игра. Это основная деятельность детей дошкольного возраста, которую необходимо развивать. 
 
Как распознать аутизм у ребенка в раннем возрасте? Какие основные признаки?
Сейчас говорят, расстройство аутического спектра. Все расплывчато, сегодня аутизм – это спектр. Ребенок может не смотреть в глаза или выкладывать рядочки, но не иметь аутизма. 
В год рекомендуют пройти врача-психиатра. Многие мамочки стараются избежать этого, боятся. Не нужно! Чем раньше выявят проблемы, чем раньше поставят диагноз, тем быстрее окажут помощь, тем больше шансов на максимальную компенсацию заболевания.
 
Существует модифицированный тест на аутизм. Нужно вбить в интернете "M-CHAT". Если его результаты показывают, что есть вероятность аутизма у ребенка, нужно срочно идти к врачам. Часто родители намеренно ищут специалистов, которые опровергнут диагноз. Пусть лучше поставят его и снимут в 3 года, пускай врач ошибется, но в 1-1,5 года вы примете все необходимые меры. Я за это.
 
Вот еще чем чревата поздняя диагностика. Старшие детки приходят с уже закрепленным поведением. Если интеллект сохранный, то оно осознанное. Ребенок знает, почему кусается, падает на пол. Скорректировать осознанное поведение сложнее, чем на ранних этапах.
 
Но это возможно?
Да, но это кропотливая, долгая работа. 
Диагноз аутизм - это не клеймо, не приговор, а знак, что нужно начинать работать здесь и сейчас. Конечно, его сложно принять, но действовать нужно сразу.
 
Деток с аутическим расстройством становится все больше. С чем вы это связываете?
Все больше доказательств, что это мутация гена. Раньше винили прививки, но исследования показывают, что это не так. 
 
Аутизм – это страхи, тревоги, свой мир у ребенка. Если подумать, у каждого из нас есть определенные странные пунктики. Все мы накручиваем себя, тревожимся. И вот такие гены соединяются, мы получаем особенного ребенка. Поэтому я приверженец мнения о мутации генов. Еще экология влияет на развитие детей. Сейчас рождается всего 10% относительно здоровых детей, к школе их остаётся 4%. Становится страшно от этих цфир. С гипоксией рождается почти каждый ребенок. Говорят, дети с РАС в недалеком будущем станут нормой, а норматипичные уникальными.
 
Есть аналитика, у какого процента пришедших к вам в центр детей аутизм хорошо поддается коррекции? Ребятишки социализируются, идут в школу?
Все дети, пришедшие в центр в 3 года, в прошлом году пошли в коррекционные школы. Ни одного ребёнка не оставили на домашнем обучении. Опыт помог увидеть, чего не хватает каждому ребенку при подготовке к школе. У кого-то это реакция на звонок, доску. Для этого и существует проект "Подготовка к школе", у нас есть "класс" с пятью детьми. Есть дети, которые пошли в речевую школу. Это большой прогресс. 
 
Мамам не стоит бояться обучения в коррекционных школах.  Нужно, чтобы ребенок был в классе, где ему комфортно, а не там, где к нему завышенные требования. Ребенку нужно дать шанс проявить себя в школе, не получится, можно уйти учиться дома.
 
  
 
Какие методики коррекции аутизма вы используете в центре?
Применяем методику Грегори Хенли (АВА-терапия основана на анализе поведения). Нужно перестроиться семье, полностью меняется "среда обитания" ребенка. Если ошибиться в работе по методике, чего у нас в центре не было, приходится начинать все заново.
 
АВА-терапия - это единственный научно доказанный метод коррекции аутизма. Я АВА-куратор, в центре работают сертифицированные специалисты. Даже если нет профильного образования, но есть курсы переподготовки, человек может стать сильным педагогом. У нас есть такой в центре. Она чувствует детей, их эмоции, все хотят заниматься с ней.
 
АВА – это отличный подход в работе с детьми с РАС. Я использую его и как мама в общении с дочерью.
 
В чем суть методики?
Мы анализируем поведение, рассматриваем все через призму трех ступенек: что было до начала нежелательных проявлений у ребенка, как протекает само поведение, что стало, когда оно ушло. 
 
Суть терапии: любое поведение можем проанализировать, что делаем не так. У каждого поступка ребенка есть функция, не просто так он падает и кричит. Анализируем, что было "до". 
 
Ритуальное поведение может быть проявлением тревожности. Если убрать построение в ряды, ребенок заменит его на другое действие и не факт, что оно вам понравится. Нежелательное поведение – это недеформирование какого-либо навыка, неумение ждать. Ребенок не умеет говорить "Я не знаю". Мы в этом разбираемся.
 
Чем АВА отличается от других методик? Кто такой поведенческий специалист, чем он занимается?
По факту, поведенческий специалист занимается всем: развитием речи, академических навыков, работает с поведением. Мы работаем и над пониманием речи, но не ставим звуки, есть инструментарий, чтобы выстроить коррекцию точечно, поэтапно. 
 
Развиваем пассивный словарь, формируем речевые навыки у неговорящих деток с помощью альтернативной карточной коммуникации PECS, коммуникаторов (планшеты со специальной программой). На планшете ничего нет, кроме обучающего приложения, чтобы ребёнок понимал, что это только коммуникация, а не игра.
 
Сначала диагностируем, выясняем пробелы, заполняем их, помогаем развиваться дальше. АВА – не волшебная методика, но творит чудеса.
 
    
 
Мам вы тоже обучаете методике, чтобы они могли заниматься дома с ребенком?
Обязательно. В центре проходят интенсивы. Это когда за короткий промежуток времени достигаем хороших результатов с детьми. До года не рекомендую этого делать, после уже можно. 
В первую очередь, формируем функциональные жизненно важные навыки. Например, иногда понимаю, перовое, что нужно отработать  –  просьба. Без этого сложно жить ребенку. Потом мы сможем работать над речевым развитием, письмом.
 
Родители могут оставить запрос, но после диагностики можем скорректировать его. Ребёнок с сохранным интеллектом может считать до 100 000, но если нет социально приемлемого поведения, вряд ли эти навыки пригодятся в школе. Работаем над этим.
 
Поэтому схема на интенсиве такая: просьба родителей – диагностика - выяснение важных навыков, над которыми будем работать. После интенсива даем рекомендации  в письменной форме. Описываем, над чем работали, перечень игр и т.д. Приглашаем родителей на последнее занятия, даем возможность сесть с малышом и всё попробовать.
 
В течение месяца сопровождаем семью онлайн. Мама на связи, присылает видео, можем что-то скорректировать, усложнить или упростить.
 
АВА-терапия всем подходит?
Если у ребенка норматипичное развитие, он не отстаёт от ровесников, применяет речь, нет поведенческих особенностей, проблем с коммуникацией, но есть страхи, тревога, - это к психологу. Нет звуков – к логопеду. Не всем детям нужна АВА.
Если  ребенок не реагирует на имя, не всегда выполняет просьбы, инструкций, есть неприемлемое поведение, истерики, то тогда ваш специалист - поведенческий.
 
Как вы относитесь к другим методикам?
Не против разных методик. Мозг изучен только на 10%, можно пробовать разное, но так, чтобы не навредить. Всегда говорю, следите за сном, за изменениями. Ухудшение сна означает, что методика не подходит ребенку. Видите любые негативные изменения, лучше сразу прекращайте занятия, лечение.
 
Юлия, как маме понять, что перед ней хороший АВА-специалист?
У каждого поведенческого специалиста есть кодекс этики. Это не о том, чтобы просто пройти курсы. 
 
Нельзя после одного модуля идти в работу без куратора, у которого должен быть супервизор. АВА-инструктор не имеет права работать самостоятельно. Куратор должен быть рядом, офлайн. Я, как куратор, не могу работать без супервизора. 
 
Есть международный реестр поведенческих специалистов, проверьте, что ваш специалист есть  в нем. Обязательно уточните, кто супервизор, он тоже должен быть в реестре. 
 
Многие считают, что АВА - дрессура. Это может быть так у неопытного или не очень хорошего специалиста. Когда работаешь с детьми, постоянно упираешься в потолок и нужно еще одно мнение. Для этого и существует куратор и супервизор.
 
Не нужно бояться, стесняться спросить обо всем этом у вас?
Нет, не бойтесь, не стесняйтесь. Чем больше родитель задает вопросов, тем лучше, тем эффективнее будет помощь. Я за гармоничное сотрудничество между родителем и центром. Важно, чтобы выполнялись рекомендации.
 
Я за слаженную работу. Если ребенок посещает еще и другой центр, готова сотрудничать со специалистами оттуда. Взяли ответственность за ребенка, берите за ручки и ведите все вместе, кто когда-либо к нему прикоснулся. Мечтаю, чтобы был чат поведенческих специалистов для обмена опытом. 
 
Какая основная сложность в работе АВА-специалиста?
У каждого специалиста есть своя изюминка. Кто-то классно работает с неприемлемым поведением, другой по запуску речи, третий с малышами. Самая большая сложность – найти своего ребенка и качественно оказать услугу.  Психологически не каждый специалист справится с любым малышом. Особенно важно не продемонстрировать эмоции, пока собираем данные.
 
И еще одна из сложностей – это быть разносторонним, разбираться в разных моментах, ведь затрагивается все. 
 
АВА-терапия в Кузбассе появилась недавно?
Она в России-то начала развиваться не так давно, чуть больше 30 лет назад. Сначала в больших городах. Мы обучались в 2018 году, на тот момент в Кемерове не было ни одного специалиста. В Кузбассе куратор сейчас один, поведенческих специалистов в реестре человек 10. 
 
В реестр не так просто попасть. Учитывается всё, каждый год ты должен предоставлять документы. Считаю, это справедливо, работа сложная. Если выбрали такое направление, должны учиться.
 

Вы всегда делаете собственную диагностику развития ребенка?
Да. Если ребенок не говорит, надо узнать его сильные и слабые стороны, чтобы понять, как работать. Например, если преобладает навык имитации, то запуск речи будем делать через жесты, у визуалов – использовать карточки PECS и т.д.
 
Что за методика PECS?
Тоже научно доказанная карточная методика работы с детьми для выработки коммуникации. Родители ее иногда боятся, считают, что ребенок будет все время использовать только карточки. Нет. Сначала работаем с карточками, затем начинаем проговаривать, что на них, учимся составлять и говорить предложения. 
 
Всегда ли у мам получается заниматься дома с детьми самостоятельно?
Нет. Возникают вопросы, почему в центре ребенок занимается, а с мамой нет?
Это происходит, потому что обычно не налажено сотрудничество. В рамках поведенческой терапии – это не просто игра с ребёнком. Сотрудничество - когда даем инструкцию, а малыш выполняет без неприемлемого поведения. 
 
Мы, в первую очередь, учим родителей наладить сотрудничество. На первом этапе взрослый должен быть приятным, не должен что-то требовать. Постепенно сотрудничество налаживается, домашние занятия выходят на новый уровень.
 
У деток с РАС часто проблемы с питанием. Решаете такие вопросы в центре?
Да, решаем и такие вопросы, у нас есть пищевые тренинги. Есть разные стратегии, определяем конкретную после диагностики. Первое, над чем работаем: у ребенка должно быть место для еды. Уже были дети, которым помогли значительно расширили рацион.
 
Какой самый яркий пример реабилитации ребенка в вашей работе?
Тёмочка, пришёл в 7 лет. Работали с ним втроем, так как был опасным. Отсутствие просьб, неприемлемое поведение, мог залезть в бочку или пытаться пройтись по мячу. Провели четыре интенсива. В центре выстроена  работа так, что в одном кабинете могут заниматься сразу несколько детей со специалистами. Я сторонник не кабинетного метода, считаю, дети должны коммуницировать. С Артемом мы работали так же, один педагог был свободен, так как мальчик мог мгновенно поменять поведение.
 
На второй интенсив Тема пришел более спокойный. Мы ввели ему альтернативную коммуникацию на планшете, потому что карточки просто улетали со стола. После этого ребенка не узнали. В итоге, он пошел в коррекционную школу. Уникальный наш Тёмочка. Мы смогли, потому что он нам доверился.
 
Юлия,  в "Совушку" можно попасть по ОМС?
К сожалению, нет. Это развивающий центр. Мы активно сотрудничаем с благотворительными фондами, предоставляем полный пакет документов. Много ребятишек проходит интенсивы через них. 
 
Можно ли полностью вылечить аутизм?
В моей практике не было, чтобы диагноз полностью сняли. Но детки могут обучаться среди сверстников, развиваться и жить в обществе. Это достижимо, но нужно много и кропотливо работать. Если аутисты чем-то интересуется, то они досконально всё изучат. Это скорее плюс, даже если кому-то не нравится. Ребенок может получить профессию.
 
Считаю, мамочкам не нужно опускать руки. Если дан в семью такой ребенок, нужно просто к нему присмотреться. Да, он не будет норматипичным. Его нужно обучать надевать носки, делать бутерброд, заваривать чай. Но если научите, то он станет идеальным. Аккуратно сложит вещи в шкаф, проследит за красотой и порядком.
 
Бытовые навыки важны?
Конечно. Всегда родителям говорю: не упускайте домашние бытовые навыки. Это один из главных аспектов. Дома ребенок должен быть занят. В центре научили сортировать? Дома пусть раскладывает вилки, ложки. Научились отжимать губки – дома моет посуду. 
 
Мамы думают, он не такой, как все, жалко, хочется помочь. Но мы лишаем ребенка с аутизмом инициативы, а он очень быстро это считывает. Приходим к тому, что мальчику 8 лет, а мама его обувает. 
У детей с РАС нет физических нарушений, пускай они делают все. Да, нужно обучать, многократно повторять. Часто у детей с РАС сохранный интеллект, бывают в чем-то выдающимися.
Аутизм - это заболевание со скачкообразным развитием. Одни навыки могут быть преобладающе функционально развиты. У нас был ребенок, который не мог писать, но виртуозно печатал на клавиатуре.
Дети – это планета, дети с аутизмом – это космос! Это настоящий космос, который нужно исследовать и развивать. 
 
Вы с таким восхищением говорите об особенных детях!
Людям часто сложно найти свое место в жизни. Я на своем месте, безумно обожаю своих ребятишечек. У них эмоции искренние, они щедро делятся ими. Это самое дорогое. Ради этого стоит просыпаться, открывать двери нашего центра. Чтобы помогать, восхищаться и увидеть отдачу.
 
Я знаю про каждого ребенка в центре, обожаю работать с детьми, получаю классные эмоции. Это не просто работа - здесь частичка моей души. Всегда мечтала быть мамой троих детей, но Бог дал одну дочку, зато сейчас у меня 80 ребятишек! Столько детей в нашем центре. Каждый из них – наша частичка, каждому хочется максимально помочь, дать все возможное.
 
Наверно, и от родителей много благодарностей получаете?
Все родители хорошие, но бывают разные ситуации, случаются недопонимания. Считаю, в таких случаях это наша вина. Не те слова подобрали, не так объяснили, не ту методику выбрали, не на том этапе ввели новые услуги.На первом этапе доносим до мамы только сильные стороны ребенка, показываем, над чем можем работать здесь и сейчас, чтобы она поверила в ребенка.
 
Юлия, планируете расширение в центре?
Нам нужен еще один куратор АВА. 
 
А филиалы "Совушки" еще будете открывать?
Не думала над этим. Мне нужно самой все контролировать. 
У нас есть классный проект выездных интенсивов. Выезжаем с семьями в санатории. Это хороший опыт для детей, организуем развлекательную, познавательную программу. 
 
Изначально проект создавали для отдыха мам. Они часто психологически истощены. На выездах время расписано так, что на 3 часа забираем ребятишек совсем, чтобы мамы могли побыть с самими собой. 
 
Какую полезную литературу порекомендуете родителям особенных детей?
"Детский аутизм и АВА-терапия" Роберта Шрамма. Описано все доступным для родителей языком. Тонкая книжка читается на одном дыхании.
"Идёт работа" Лифа Рона, Макэкена Джона. В ней конкретные примеры. Можно прочитать про визуальное расписание, проблемы со сном, едой, авторы делают акцент на бытовом плане.
"Визуальная поддержка" Коэна М., Герхардта П. Шикарная книга о пользе планирования подойдет и родителям норматипичных детей. Учит детей полезному навыку в жизни - панировать. Сейчас даже многие подростки не умеют этого делать.
"Игры с аутичным ребенком", Янушко Е. Там как раз описаны сенсорные игры. Почему-то им мало уделяется времени, в отличие от логических и конструктивных. Хотя детям с аутизмом необходимо расширение сенсорного опыта.
"Услышать голос твой", К. Морис. Книга поможет понять своего ребенка. Пишет мама особой девочки, как они проходили разные этапы в жизни.
 
Есть ли "волшебная таблетка" от аутизма и других болезней?
Нет. Как я сказала, это кропотливая долгая работа. Она должна быть постоянной и систематичной. Тогда будет результат. На каждом этапе будут возникать новые потребности, нужно формировать следующие навыки.
 
Юлия, что пожелаете мамам особенных детей?
Верить в своего ребенка и полюбить его таким, какой он есть. Подмечайте положительное, сравнивайте только с ним самим.
Конечно, когда ждешь одного, а получается другое, есть разочарование, но примите это. Ваш малыш уникальный, универсальный, не такой, как все, но дает намного больше эмоций. Помните, любой особенный ребенок в чем-то лучший. Наши детки самые лучшие. 
Вы должны понять: ваш ребенок самый любимый, самый долгожданный, а вокруг может быть, что угодно. Вы – поддержка и опора на всех этапах его жизни. 
 
Юлия, благодарим за откровенный разговор! Желаем процветания, развития "Совушке" и Вам лично. Пусть каждый приходящий в центр особенный малыш пойдет в школу, научится комфортно ощущать себя в обществе и коммуницировать, обретет все необходимые навыки и вырастет успешным взрослым! 
Спасибо всей команде центра за веру в детей!
 
 
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ "СОВУШКА"
Адрес: г. Кемерово, пр. Комсомольский, 25
Телефон: 8-951-181-17-81
 

Беседовала Анна Киндер

Фото из архива центра

Хотите стать героиней следующего интервью? Пишите kemdetki@gmail.com

Полезна: 7 голосов Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Откровенный разговор: "Дети – это планета, дети с аутизмом – это космос!"

 

Голосуем!
Из какого вы города?
82% Кемерово
0% Новокузнецк
1% Ленинск-Кузнецкий
1% Прокопьевск
1% Анжеро-Судженск
6% Другой в Кемеровской области
10% Другой, в другом регионе