Главная /  СТАТЬИ / Персона / Инна Штепина: "Главная задача детского сада – это подготовить ребенка к школе психологически, сделать из него маленькую, но личность"

Инна Штепина: "Главная задача детского сада – это подготовить ребенка к школе психологически, сделать из него маленькую, но личность"

Сегодня гостья нашей рубрики "Персона" Штепина Инна Сергеевна – заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе МАДОУ №20 "Детский сад комбинированного вида".

Дети: Полина – 6 лет, Лада – 2 года

Чай или кофе: чай

Лето или зима: лето

Любимое блюдо: все, что вкусно

Любимая книга: серия книг о Гарри Поттере.

Место, где мечтаете побывать: Муж увлекается «Формулой 1», хотим поехать в любую из стран, где проходят этапы гонки, чтобы окунуться в атмосферу этих экстремальных соревнований. Нам самое главное, чтобы мы путешествовали всей семьей, куда – не так важно.

Инна, по образованию Вы – экономист. Почему вдруг Вы решили строить карьеру в сфере образования и пошли работать в детский сад?

После окончания университета я устроилась работать в банк. Проработав там полгода, я поняла, что это не совсем та сфера деятельности, которой я бы хотела заниматься. Спустя некоторое время ушла в декрет. Когда Полине исполнилось два года, я отдала ее в детский сад, и решила, что до трех лет у меня время еще есть, так как раньше возвращаться в банк не собиралась. Дома сидеть не хотела и стала искать подработку. И так получилось, что я нашла подработку в детском саду. Почти сразу я поняла, что это мое, вспомнила, как еще в школе хотела быть учителем и мечтала о педагогике. Но так как в 90-е гг. про учителей явно никто не думал, я выбрала другую специальность - маркетолога.

С какой должности началась Ваша карьера в детском саду?

Я пришла на должность педагога дополнительного образования, а именно художника-оформителя. Уже тогда я неплохо владела изобразительным творчеством, мне легко давались графические программы. В мои обязанности входило придумывать декорации и оформлять музыкальный зал к различным праздникам, поэтому так получилось, что я работала и с детьми, и с воспитателями. И в какой-то момент я поняла, что мне очень нравится заниматься с ребятишками, но еще интереснее мне строить работу с педагогами. Наверное, это в силу моего высшего образования, немножко другого склада ума и другого опыта, который я могла им передать. Параллельно с работой я получала педагогическое образование в колледже, которое было необходимо для работы в детском саду. Через полгода мне предложили должность старшего воспитателя, и я уже не сомневалась. Не зря же говорят, что когда чувствуешь, что ты идешь по правильному пути, у тебя все получается. Так было и со мной. Я пришла поступать в педагогический колледж, когда прием документов уже был окончен, но меня все же приняли, причем без экзаменов, увидев красный диплом университета. И еще именно в этом году на заочном отделении открыли отделение экстерната. И вместо трех лет я получила педагогическое образование всего за год. Отработав 2,5 года, ушла в декрет, но через полгода мне позвонила заведующая и сказала, что у нас будет новый детский сад. И здесь уже работать или нет – такого вопроса просто не было.

В детский сад № 20 Вы пришли на должность заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе. Молодого руководителя не всегда с радостью принимают в коллективе. Как Вам удалось завоевать авторитет среди своих коллег?  

Если говорить о детском саде, в котором я начинала художником-оформителем, а потом сразу стала старшим воспитателем, то этот скачок дался мне тяжело. Но тяжело в каком плане, получилось так, что я перепрыгнула через должность воспитателя. Многие в коллективе не понимали, кто я такая, и что делаю на этой должности. Но мне достаточно быстро удалось наладить взаимоотношения с коллегами. У них была хорошая педагогическая практика, чего не было у меня, но в то же время у меня было много другого, чего не было у них. Я приносила свой вклад и свое видение в работу воспитателей. А в новом детском саду ситуация была другая, здесь уже приходили ко мне, коллектив абсолютно новый, поэтому было проще. Я сразу построила достаточно дружеские отношения, основанные не на подчинении, а на уважении и доверии. К тому же я всегда стремлюсь к лучшему, самосовершенствуюсь, ищу возможности для повышения своей квалификации и сначала все новые методики досконально изучаю сама, а потом уже доношу информацию до педагогов. И они знают, что в любой момент могут обратиться ко мне по тому или иному вопросу. Под моим руководством сейчас работает 25 человек, коллектив уважает и в какой-то степени побаивается, потому что бывают моменты, когда нужно быть жесткой и строгой. Важно, что каждого человека я воспринимаю как личность и стараюсь к каждому найти свой подход. Львиная доля моей работы посвящена общению с молодыми специалистами, которые только-только получили педагогическое образование и пришли работать в детский сад. Уже в первые месяцы работы они начинают понимать, что все, что они учили в теории расходится с практикой. Они приходят ко мне и говорят, что не справляются, что им тяжело и принимают решение об уходе. И мне стоит очень больших усилий, чтобы их оставить, вселить в них веру и уверенность в себе.

В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в детский сад? Как считаете?

Здесь я могу опираться на собственный опыт, у меня Полина пошла в два года, Лада – в год. В год это, конечно, рановато, здесь скорее была необходимость, мне нужно было выходить на работу. Я считаю, что самое оптимальное по всем параметрам – это от 1,5 до 2 лет. К полутора годам ребенок более ли менее владеет навыками самообслуживания: элементарно пьет из кружки, пытается кушать ложкой и знает, для чего нужен горшок. К трем же годам у детей уже складывается определенное мировоззрение и четкое понимание своего собственного я. Когда ребенок до трех лет находится с мамой, он понимает, что его мир – это квартира, мама, папа и все, поэтому лучше для него пойти в садик пораньше. Конечно, дети бывают разные, и периоды адаптации у всех проходят по-разному. И как еще показывает опыт, в большей степени все зависит от психологического состояния мамы. Если у мамы нет лишних переживаний, у нее правильный настрой, то ребенок будет спокоен. А если она выходит из дверей группы, плачет, переживает, подглядывает в щелочку, дети все это чувствуют. Лучше всего с ребенком начать работать предварительно, заранее настраивать его на то, что он пойдет в детский сад, что мамы какое-то время не будет, но самое главное ребенок должен понимать, что в любом случае мама за ним придет.

По каким критериям посоветуете родителям выбирать детский сад?

Сады в городе разные. Я выбирала детский сад по близости расположения к дому. Это был главный критерий. Наверное, могу дать родителям такой совет, что при первом посещении детского сада, куда они планируют отдать своего ребенка, нужно обратить внимание на то, как воспитатели общаются с детьми на улице. Понаблюдать за играми детей. А так же на внутреннее состояние учреждения. Если в саду уютная атмосфера, доброжелательное отношение коллектива, и в частности, заведующей, то и ребёнку будет комфортно. А вот если создаётся не очень приятное ощущение от посещения детского сада, то стоит задуматься, что именно смутило, и сделать для себя выводы. Также хотела отметить такой момент, что мамы и папы, доверяя своих детей воспитателю, не должны смотреть на него свысока. Здесь очень важно человеческое отношение, взаимопонимание и схожие принципы воспитания дома и в саду. Важно, чтобы родители дома поддерживали те навыки и привычки, какие воспитатели закладывают в детском саду.

Инна, на сколько хорошо детский сад готовит ребенка к школе?

Вообще у нас нормативная база такая, что требования школы не соотносятся с тем, что должен давать детский сад. В этом году Полина пойдет в школу, и я поняла, что, конечно, хорошо, когда ребенок умеет читать и писать, но главная задача детского сада – это подготовить ребенка к школе психологически, сделать из него маленькую, но личность. Школа – это новый и серьезный этап в жизни детей, и они  должны быть уверены в своих силах, чтобы не замкнуться после первой же неудачи. Советую родителям прислушиваться к воспитателям. В какой бы ситуации ребенок не оказался, когда родители рядом, он будет чувствовать себя уверенно и защищено, а воспитатель – в любом случае чужой для него человек, и он понимает, что ему самому нужно принимать решение. Педагоги наблюдают за детьми и во время занятий, когда они проводят различные сюжетно-ролевые игры. Если воспитатели видят, что ребенок не берет на себя ведущие роли, они в той же игровой форме дают ему ответственные поручения, тем самым искусственно создавая для него ситуацию микроуспеха. Мне кажется, это гораздо важнее. А все навыки: читать, писать и т.д. могут дать специализированные развивающие центры дошкольного образования.

У Вас когда-нибудь были сомнения, отдавать своих дочек в детский сад или нет?

У меня вопрос о том, отдавать дочек в детский сад или нет, никогда не возникал. Уже во время первой беременности я четко решила, что мой ребенок при любом раскладе будет ходить в детский сад, потому что социализация в любом случае нужна. Я признаю один-единственный вариант, когда ребенок в силу слабого физического здоровья не может посещать детский сад, но это такая вынужденная мера. Конечно, здесь каждый родитель решает сам. Я могу говорить только за себя. Считаю, что в коллективе дети не только социализируются, но и начинают проявлять свое собственное я. В школе я всегда была лидером, но за ним никогда не гналась. Мне важно было для себя понимать, что я в чем-то лучше других, и по жизни мои успехи всегда предавали силы. У меня старшая дочь тоже лидер, и я считаю, что именно детский сад и существующая там своеобразная борьба за выживание дали ей закалку и необходимый задел для школы. На всех праздниках, на всех мероприятиях она всегда в первых рядах, и ей это очень нравится.

Но, согласитесь, что ребенок должен понимать, что он не может быть всегда впереди планеты всей. Как психологически подготовить ребенка к каким-то неудачам, поражению?

А это как раз еще один плюс детского сада. Она знает, что она – молодец, но при этом понимает – у нее лучше получается одно, у других ребятишек лучше получается другое. У Полины нет пелены на глазах и мысли, что она – звезда. Мне самое главное воспитать в ней гордость за свои успехи, и чтобы у нее всегда было стремление самосовершенствоваться и достигать чего-то еще. Приведу пример. Недавно она выступала на вокальном конкурсе, от ее детского сада было заявлено 3 коллектива. По итогам выступления Полина стала просто дипломантом. Она обрадовалась этому диплому, но когда я ей объяснила, что это просто за участие, а вот у Кати за 1-ое место, она задумалась. Она не расстроилась, но спросила у меня, почему так, и я ей объяснила. На что Полина мне сказала: хорошо, я поняла, что я допустила такую-то ошибку, в следующий раз попробую занять первое место. Вообще самое главное, чтобы у ребенка к любому виду деятельности был интерес. Если это будет навязано, он  будет это какое-то время терпеть, но в один прекрасный момент ему все это надоест.

 

Инна, каковы Ваши основные принципы воспитания дочек?

Основные принципы – это строгость, дисциплина и порядок, а также безусловная любовь к ним. Но при этом мне очень важно показать дочкам, что я их люблю одинаково и если наказываю, то за дело и только в том случае, если они в чем-то не правы.

Как складываются отношения между девочками? Насколько они дружны?

Нам повезло, что у них разница всего 4.5 года. Лада без Полины себя не представляет, и Полина себя в период до Лады практически не помнит. Все ее яркие воспоминания как раз связаны с рождением младшей сестры. К счастью, мы уже пережили период, когда появляется младший ребенок, а старший уходит на второй план. Сейчас Полина видит, что я и Ладу ругаю, все справедливо. Сейчас, прежде всего, я учу их заботиться друг о друге. Поначалу это было искусственно. Полина просит конфету, я даю одну ей, а вторую прошу передать Ладе, и наоборот. К примеру, мы всегда покупаем одну игрушку для Полины, согласно ее возрасту, и вторую для Лады. Также с одеждой и обувью. И я уже вижу, что они без моей подсказки заботятся друг о друге. Полина гордиться, что у нее есть младшая сестра. Также учу их чувствовать ответственность друг перед другом: если Полина убрала комнату, я не разрешаю Ладе разбрасывать игрушки, но в то же время, если Лада играет с игрушками, Полина помогает ей их собирать.

Как проводите выходные? Есть ли время на хобби?

Выходные стараемся проводить всей семьей – вчетвером: гуляем, ходим в гости. А вот на хобби времени совсем не остается, но, тем не менее, возможность для него есть, так как мои увлечения стали частью работы. Для создания весеннего настроения я оформила свой кабинет в стиле этого времени года: что-то слепила, что-то сплела, склеила. А еще я очень люблю работать с землей и именно по этой причине организовала экспериментальную деятельность, создав большой проект под названием «Экологическая тропа». На территории детского сада мы планируем поставить теплицу, где будем выращивать овощи. Поверьте мне, некоторые ребятишки даже в старших группах уверены, что овощи попадают на стол из магазина. В каждой группе будет набор семян, которые дети вместе с воспитателями будут высаживать в теплице. Ближе к лету у нас появятся цветочные клумбы. Детям самим будет интересно наблюдать, как они посадили семечку, и что из нее выросло. Это все не ради урожая, а именно ради того, чтобы ребятишки занимались полезной трудовой деятельностью.

Что Вы считаете своим самым большим достижением в жизни?

В моей жизни таких больших достижений нет. У меня все достаточно ровно и достаточно высоко. Главным достижением я считаю успехи своих детей. В период до рождения Полины были определенные победы – золотая медаль в школе, красный диплом в университете, но теперь они не кажутся мне такими важными. Успехи детей – это процесс долгоиграющий и постоянный. Нельзя сегодня что-то вложить в ребенка, а уже завтра получить результат. 

 

С Инной беседовала Жуликова Марина
апрель  2014 года

 

Есть идея, с кем еще провести интервью? Пишите в эту тему на форуме

 

 

Полезна: 3 голоса Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Гость 16.04.2014 09:10
хорошее интервью, жаль не прозвучал вопрос: ваши секреты попадиния в "наше время" ребенка в садик в 1 год? была бы очень полезная информация.

Kate 15.04.2014 23:06
Инна, спасибо за интервью! Почему Гарри Поттер?

Inna 16.04.2014 12:17
Для серьёзных произведений пока нет времени. Да и иногда хочется отвлечься и почитать что-нибудь оптимистическое, достаточно лёгкое для восприятия. Тем более сейчас уже Полина сама начинает читать книги и "Гарри Поттер" как раз. Ведь она видела фильмы, а сейчас доросла и до книги. Поэтому с удовольствием читаем вместе.

Инна Штепина: "Главная задача детского сада – это подготовить ребенка к школе психологически, сделать из него маленькую, но личность"

 

Голосуем!
Из какого вы города?
82% Кемерово
0% Новокузнецк
0% Ленинск-Кузнецкий
1% Прокопьевск
1% Анжеро-Судженск
6% Другой в Кемеровской области
10% Другой, в другом регионе
"Портал-42" - центр активных развлечений

"Шпионский", "Пиратский", "Жуткий лабиринт", "Among Us" - в центре представлены квесты на любой вкус, как для детей от 6 лет, так и для ребят постарше. Выбирайте тот, что вам по душе!

Подробные условия