интересная тема:) Взгляды на этот вопрос могут быть диаметрально противоположными.
Почитала Никитиных, ниже приведу выдержки из книги Трунова и Китаева "Экология младенчества". Привожу кусками для ознакомления, тк весь текст огромен. Он впечатляет. В него веришь. Потом скептически ухмыляешься. Боишься. Задумываешься......
Кого заинтересует - можно качнуть в инете, или я могу скинуть по почте
Итак:
Важно то, чтобы при обливании ребенка водой и, следовательно, при его охлаждении, организм получал толчок, активизировался на борьбу с охлаждением. И такой толчок может дать только холодная вода.
Однако “здравый смысл”, диктующий установку: “холодно” значит “плохо”, не позволяет многим родителям понять эту простую истину. Побеждает страх перед возможностью переохладить ребенка. В результате имеем парадоксальную ситуацию: заботясь о здоровье своего малыша, родители начинают делать то, что для его здоровья оказывается опасным, – регулярно обливать его теплой или прохладной водой.
Приступая к закаливанию ребенка, прежде всего нужно хорошо понять и проверить на себе, что безопасными-то как раз оказываются обливания как можно более холодной водой, что только такие обливания дают закаливающий эффект.
Опасение же переохлаждения ребенка – это та дань, которую мы платим за извращенный медицинизированный подход к новорожденным и грудным детям.
“Знайте, – пишет на основании своего богатого опыта Б.С.Толкачев, – что ни низкая температура воды, ни длительность купания не способствуют простуде, ибо организм ребенка на холодовой раздражитель немедленно отвечает таким бурным обменом веществ, что впору думать о том, чтобы потом в пеленках не перегрелся!”.
Перед обливанием хорошо проделать с малышом интенсивные физические упражнения. Затем в тазик или ведро с холодной водой на короткое время сначала опустить ножки ребенка (это необходимо, пока у него не выработалась условная реакция, т.е. реакция на охлаждение перед непосредственным воздействием холода, поскольку он еще не сознает, что будет облит холодной водой), а затем, после появления реакции в виде ярко выраженного мышечного тонуса, облить все тело, стараясь, чтобы максимальная поверхность тела за короткое время проконтактировала с водой. Обливать следует с головой, так как иначе эффект будет существенно ниже, поскольку стимуляция рецепторов кожи на голове и лице играет значительную роль в формировании ответной реакции организма.
а это вступление к главе Закаливание
Сразу оговоримся, что термин “закаливание” мы используем больше как дань сложившейся традиции. Ибо, как совершенно справедливо заметил Б.П.Никитин, “закалить раз и навсегда на всю жизнь можно стальной нож или кинжал, резец или напильник”.
Практически закаливание осуществляется в виде определенных процедур или занятий. Если же мы эти процедуры прекращаем, то достигнутый результат со временем исчезает. Поэтому лучше под закаливанием понимать определенный образ жизни. Хотя это будет справедливым лишь отчасти, поскольку условия жизни в городской квартире не дают возможности естественного полноценного контакта с природными факторами и это компенсируется уже специальными процедурами. В связи с этим в дальнейшем мы будем говорить именно о закаливающих процедурах, сознавая, что по возможности они должны органически вплетаться в жизнь, а не быть ее отдельной изолированной частью.
ps Про нас! так как нахожусь еще в процессе "осознания" и переваривания этой книги, не могу сказать, как буду действовать с младшим ребенком. Радикально или по чуть-чуть. Пока начали традиционно, то есть по чуть-чуть :с раздевания, все ползунки-носочки-чепчики-рубашечки перекочевали в чемодан, при купании воду снижаем, подмываю прохладной водой, не кутаю при гулянии, терпеливо объясняю бабушкам, что ему не холодно, бедненькому:-D