Я хочу рассказать вам о своем детстве. Многие удивляются, как получилось, что мы с сестрой такие разносторонние творческие люди. Я пишу картины, стихи, пою, играю на пианино, занимаюсь художественными переводами, свободно говорю на трех иностранных языках, придумываю свои рецепты, занимаюсь йогой, шью себе одежду, пишу статьи по психологии. Моя сестра работает художником на мультипликационной студии, иллюстрирует книги, небесно красиво поет, сочиняет музыку, стихи и песни, играет на четырех музыкальных инструментах (пианино, гитаре, флейте и кельтской арфе) и танцует.
Мы не сами такие получились. Это все из семьи.
Начну с парадоксального утверждения. Нам повезло, что в нашем детстве у родителей было мало денег.
Все наши игрушки помещались в ящик 50х70, а куклы на одну маленькую полку. У нас не было видеомагнитофона с диснеевскими мультиками, чтобы смотреть их дни напролет. А еще нам не разрешали гулять одним во дворе. Развлечений минимум, приходилось учиться развлекать себя самим.
Что у нас было. Был проигрыватель с пластинками - музыкальные сказки и легкая классическая музыка вроде Чайковского. Это развивало аудиальный канал восприятия. Сейчас дети поголовно визуалы, потому что все развлечения для глаз. Слушая пластинки, мы лазали на спортивном комплексе. И я одна из девочек в первом классе забралась под потолок по канату.
Еще мы всегда рисовали. Лучшим подарком была традиционная пачка центропэновских фломастеров от бабушки раз в год.
Помните бумажных куколок, для которых нужно было вырезать одежки? Мы все делали сами. Папа -художник - нарисовал нам пару девочек в купальниках на картоне и мы дни напролет придумывали коллекции платьев для них.
Подписка на журнал поделок из бумаги "Икс-Пилот" была дико дорогая. Поэтому мы с двоюродными сестрами сами рисовали и клеили целые города. Кто из младшеклассников сейчас сходу нарисует развертку куба? Для нас это была фигня. Мы создавали игрушки из всего, что попадалось под руку: пластилина с желудями и шишками, бумаги, обрезков ткани. Помню, как я придумала из картона телевизор и нарисовала раскадровку мультика "Федорино горе" метра на два.
Шить я тоже научилась лет в 10. А откуда еще было взять новые платья для кукол? Мама показала, как собирать оборочки, и вуаля - занятие на все зимние каникулы.
Еще из доступных развлечений были книги. С каким нетерпением я ждала маму из библиотеки! Читать меня научили в 4 года и в 6 я запоем читала толстенные книги без картинок.
Придется упомянуть музыкальную школу, но там я отбывала срок. Мне не повезло с учительницей. Пожалуй, это самый травматичный опыт детства. До сих пор не могу избавиться от зажимов, когда играю на пианино. Нельзя орать на детей и бить их по рукам. Будьте внимательными к тому, кто и как учит вашего ребенка.
Зато нам сильно повезло с вниманием родителей. Они не откупались от нас игрушками и мультфильмами. Они просто были рядом: подсказывали, как сшить пиджак для куклы, нарисовать лошадь, склеить косячные детали домика. Папа вырезал из дерева мебель для единственной китайской барби, читал на ночь книги с выражением, играл со мной в шахматы в 4 года. Мама учила шить, вязать, печь вкусности и помогала с уроками.
Но самое главное, родители нам доверяли. Любимая папина фраза: "ты умная девочка, сама все знаешь". Как можно было после такого принимать безответственные решения? Он никогда не повышал голос и не ругался, просто смотрел в глаза.
Еще доверие было в том, что родители не фильтровали ничего по принципу "тебе еще рано" и не ставили рамок. Они запросто делились вещами и знаниями, веря, что у нас получится и мы поймем. Мы рисовали нормальной акварелью и хорошими беличьими кисточками до того, как научились говорить. Я шила на настоящей подольской швейной машинке, а не какой-нибудь детской. Мы наравне играли с папой в составление стихов: 2 рифмы к двум словам и кто лучше придумает четверостишие. Я пользовалась стихотворными размерами для проверки ритма своих стихов задолго до того, как узнала, что они называются ямб, хорей и амфибрахий. Мне не нужна была художественная школа, чтобы знать, что такое перспектива, "слишком открытые цвета" и "композиция падает". Папа умел подать информацию очень просто, даже с педагогическим азартом (он учитель рисования по образованию).
Хочу успокоить тех из вас, кто сейчас это читает и страдает от комплекса родительской неполноценности. Мама с папой не были идеальными. Мама уставала, кричала и срывалась. Папа бывал резок, не терпел женских эмоций и потом ушел из семьи. Но у них в нашем детстве было главное: мы были им интересны. Они не разделяли жизнь на "для себя" и "для детей". Они брали нас с собой, когда куда-то ехали, отвлекались от дел, когда нам нужна была помощь, и радовались вместе с нами, когда у нас что-то получалось. Они просто были рядом и позволяли нам наблюдать и копировать, вовремя подсказывая.
Предвижу возражения, что не все художники и не все сами шьют или пишут стихи. И если не умеешь сам, то приходится отдавать в кружки и школы. Соглашусь, без педагогов не обойдешься, особенно когда талант проявился и нужно, чтобы направлял профессионал. Но здесь, главное - выбирать то, что ребенку интересно, а не вам, и смотреть кто его учит.
Моя основная мысль другая. Каждому из нас есть что дать своему ребенку, если быть рядом и не убивать его естественную тягу к знаниям и творчеству излишними развлечениями. У моего друга, крутого программиста, родители математики. Когда они забирали его из школы, то по дороге играючи упражнялись со сложными математическими задачами.
Не важно, кто вы сами - юрист, бухгалтер или танцор - всегда найдется, чем поделиться с маленьким человеком. А если у вас ну совсем-совсем нет хобби, то может быть для начала пора поверить в собственного внутреннего ребенка и самому идти познавать мир?
Автор: Татьяна Лобанихина
Источник:
Все для мамы и малыша в одном месте!
Подробные условия